?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Неуместный человек
shraibman wrote in drugoe_kino


Помню, меня удивил сборник шведской фантастики, "Тени". Вышел он в знаменитой советской серии ЗФ.  Удивил он меня тем, что рассказы и повести там были, главным образм, весьма мрачные. Утомленные советским солнцем обитатели одной шестой части суши не могли понять, в чем причина этой мрачности. Они, в большинстве своем, были склонны полагать, что западная жизнь (а, в особенности, ее шведский или, шире, скандинавский вариант) сулит рай земной.  Высокий уровень жизни в сочетании с отличной социалкой - что еще надо человеку? Плюс можно ругать правительство и за это ничего не будет... хотя мудаков, которые ругают такое правительство, стоило бы в самом деле наказывать... например, вывозить их в СССР, на пару лет. Чтоб полюбили родной шведский капитализм .

Мечта об мире без очередей, с высокой зарплатой, стабильной непыльной работой и отсутствием страха перед ее возможной потерей (в виду наличия пособий по безработице) действительно была реализована в некоторых скандинавских странах, не только в Швеции, где под капиталистической экономикой госудрство заботливо натянуло прочную страховочную сеть Но нашей отечественной бодливой корове бог так и не дал рога - как бы не был убог колбасный идеал брежневского СССР, он не был тут достигнут. Швеция и Исландия, Дания и Норвегия остались для большинства подсоветских людей запредельной сказкой.  

...Словом, меня не удивил фильм  исландско-норвежского производства "Неуместный человек" . А все на ту же тему, как выжить в материальном раю.

В этом раю все есть и ничего нет. Кто владеет всем, не владеет ничем. Мир Андреаса (так зовут главного героя) - материальный рай. Этот идеал, невозможный и недостижимый по сей день для колоссального большинства населения планеты,  доступен народу его страны. От того ли жизнь столь ужасна в нем, от того ли люди не ощущают вкус пищи, сладость любовных отношений и все прочее, словом - от того ли столь мерзок этот мир, в котором дети не плачут, женщины не любят, а цветы, разумеется, не пахнут?

Не удивила меня и запрограммированный еще благоприобретенным советским опытом поворот: главный герой, задававший слишком много вопросов, был в итоге перепоручен существам, похожим на совково-российских, привычно-хамских ментов и перенаправлен в холода и стужи, словом сюда, к нам, в Россию. Ну, а куда же еще?

Все так, но остались вопросы, которых в кинокартине, к сожалению не было. Не в том смысле, что на них никто не дал ответ, а в том смысле, что они не были заданы.

Не раскрыта толком тема иерархичности инферно. У ада много кругов - начиная от развивающихся стран, где миллиарды обездоленных людей находятся на грани выживания (а то и за гранью), и кончая финансовыми центрами Севера и Запада, где крутятся и по большей части тратятся миллиарды баксов, полученные за счет труда этих людей. Все это ад: и лютые холода российского или китайского дикого капитализма и теплицы скандинавского цивилизованного капитализма, который потому такой цивилизованный и прилизанный, что пожирает ресурсы целой планеты (например, богатые страны вырабатывают около 20% энергоресурсов, и потребляют около 80%). Кстати жалко, что тема не раскрыта, ведь такая пирамида может сохранять стабильность лишь до тех пор, пока те, кто находится в самом низу, мечтают попасть в высшую лигу - а иначе зачем бы им нужна была вся эта бессмысленная жизнь?
 
Но все-таки главный, не заданный вопрос - а каков рай? Если имеется ад, то, вроде, должен быть и рай?Это не праздный вопрос. Что такое мир, в котором есть "полнота жизни"? Мир, в котором люди, не владея ничем, владеют всем? Как должна поступить "колеблющаяся пролетарская вселенная" (*), если все-таки решит выйти из инферно? Или из него выходить не надо? Но позвольте, а тогда к чему эти усилия, а то мы не знали, что жизнь подавляющего большинства людей убога, скучна, несвободна?
Я говорю здесь не о политических рецептах, а, скорее, о том поле, где их искать.

Кен Лоач, хороший западный режисер, как-то заметил, что пролетарские герои современной жизни и современного кинематографа вызывают жалость и сочувствие, тогда как пролетарии начала XX века, о которых Лоач предпочитает снимать свои фильмы, вызывают уважение...





* Слово "пролетариат" здесь употребляется в более широком смысле, чем это  было принято у советских марксистов. Под пролетариатом здесь понимаются не только фабричные рабочие, но все те, кто отстранен от принятия общественно значимых политических и хозяйственных решений. 




promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
все-таки советские зрители -- это самые безжалостные зрители.

Понравился фильм. Многие вещи интуитивно отзываются в сознании, хотя задумки режиссера не все ясны. Например, куда привозят главного гороя в конце фильма?) Заснеженное пространство... Может, Россия? :-))

Вне всякого сомнения;)

(Deleted comment)
Это так. Но возможно, в 70е гг, до того, как началось разрушение социального государства, это было не так. Тогда говорили об обществе двух третих, которые процветают.

Если допустить, что рай - противоположность ада, то рай в контексте данного фильма - это богатый внутренний мир, имхо.

К сожалению, эта тема не раскрыта. И мне это кажется одним из глвных упущений картины.

(Deleted comment)
безысходность этого ада для героя

Безысходность этого рая.

почему вы решили, что герой "перенаправлен в холода и стужи, словом сюда, к нам, в Россию"? у них там и своих снегов-льдов предостаточно :)

ой,очень люблю этот фильм, правда,насчет всей его расшифровки у меня совсем особая точка зрения, но может так и задумано было?-каждый сам долден понять

россия-круг второй?))

  • 1