shraibman (shraibman) wrote in drugoe_kino,
shraibman
shraibman
drugoe_kino

Category:

Неуместный человек



Помню, меня удивил сборник шведской фантастики, "Тени". Вышел он в знаменитой советской серии ЗФ.  Удивил он меня тем, что рассказы и повести там были, главным образм, весьма мрачные. Утомленные советским солнцем обитатели одной шестой части суши не могли понять, в чем причина этой мрачности. Они, в большинстве своем, были склонны полагать, что западная жизнь (а, в особенности, ее шведский или, шире, скандинавский вариант) сулит рай земной.  Высокий уровень жизни в сочетании с отличной социалкой - что еще надо человеку? Плюс можно ругать правительство и за это ничего не будет... хотя мудаков, которые ругают такое правительство, стоило бы в самом деле наказывать... например, вывозить их в СССР, на пару лет. Чтоб полюбили родной шведский капитализм .

Мечта об мире без очередей, с высокой зарплатой, стабильной непыльной работой и отсутствием страха перед ее возможной потерей (в виду наличия пособий по безработице) действительно была реализована в некоторых скандинавских странах, не только в Швеции, где под капиталистической экономикой госудрство заботливо натянуло прочную страховочную сеть Но нашей отечественной бодливой корове бог так и не дал рога - как бы не был убог колбасный идеал брежневского СССР, он не был тут достигнут. Швеция и Исландия, Дания и Норвегия остались для большинства подсоветских людей запредельной сказкой.  

...Словом, меня не удивил фильм  исландско-норвежского производства "Неуместный человек" . А все на ту же тему, как выжить в материальном раю.

В этом раю все есть и ничего нет. Кто владеет всем, не владеет ничем. Мир Андреаса (так зовут главного героя) - материальный рай. Этот идеал, невозможный и недостижимый по сей день для колоссального большинства населения планеты,  доступен народу его страны. От того ли жизнь столь ужасна в нем, от того ли люди не ощущают вкус пищи, сладость любовных отношений и все прочее, словом - от того ли столь мерзок этот мир, в котором дети не плачут, женщины не любят, а цветы, разумеется, не пахнут?

Не удивила меня и запрограммированный еще благоприобретенным советским опытом поворот: главный герой, задававший слишком много вопросов, был в итоге перепоручен существам, похожим на совково-российских, привычно-хамских ментов и перенаправлен в холода и стужи, словом сюда, к нам, в Россию. Ну, а куда же еще?

Все так, но остались вопросы, которых в кинокартине, к сожалению не было. Не в том смысле, что на них никто не дал ответ, а в том смысле, что они не были заданы.

Не раскрыта толком тема иерархичности инферно. У ада много кругов - начиная от развивающихся стран, где миллиарды обездоленных людей находятся на грани выживания (а то и за гранью), и кончая финансовыми центрами Севера и Запада, где крутятся и по большей части тратятся миллиарды баксов, полученные за счет труда этих людей. Все это ад: и лютые холода российского или китайского дикого капитализма и теплицы скандинавского цивилизованного капитализма, который потому такой цивилизованный и прилизанный, что пожирает ресурсы целой планеты (например, богатые страны вырабатывают около 20% энергоресурсов, и потребляют около 80%). Кстати жалко, что тема не раскрыта, ведь такая пирамида может сохранять стабильность лишь до тех пор, пока те, кто находится в самом низу, мечтают попасть в высшую лигу - а иначе зачем бы им нужна была вся эта бессмысленная жизнь?
 
Но все-таки главный, не заданный вопрос - а каков рай? Если имеется ад, то, вроде, должен быть и рай?Это не праздный вопрос. Что такое мир, в котором есть "полнота жизни"? Мир, в котором люди, не владея ничем, владеют всем? Как должна поступить "колеблющаяся пролетарская вселенная" (*), если все-таки решит выйти из инферно? Или из него выходить не надо? Но позвольте, а тогда к чему эти усилия, а то мы не знали, что жизнь подавляющего большинства людей убога, скучна, несвободна?
Я говорю здесь не о политических рецептах, а, скорее, о том поле, где их искать.

Кен Лоач, хороший западный режисер, как-то заметил, что пролетарские герои современной жизни и современного кинематографа вызывают жалость и сочувствие, тогда как пролетарии начала XX века, о которых Лоач предпочитает снимать свои фильмы, вызывают уважение...





* Слово "пролетариат" здесь употребляется в более широком смысле, чем это  было принято у советских марксистов. Под пролетариатом здесь понимаются не только фабричные рабочие, но все те, кто отстранен от принятия общественно значимых политических и хозяйственных решений. 



Subscribe
promo drugoe_kino июль 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments