desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Стать Джоном Ленноном / Nowhere Boy (Сэм Тейлор-Вуд, 2010)

ПАРЕНЬ ИЗ НИОТКУДА

46.21 КБ

Биографическими фильмами, а тем более кинобиографиями знаменитых музыкантов, наш прокат не избалован. Потому новая британо-канадская картина «Стать Джоном Ленноном», особенно учитывая летнее затишье в прокате, может представлять некоторый интерес для меломанов, особенно для фанатов «Битлз».
В оригинале фильм называется Nowhere Boy – довольно сложная конструкция для адекватного перевода (парень из ниоткуда, парень-нигде), но намного более соответствующая всей истории, ведь, во-первых, здесь напоминание про одну из самых известных битловских песен Nowhere Man (кстати, так же - Nowhere Man – называется вызвавшая противоречивые отклики книга о последних годах жизни Леннона, изданная в 2000 году), а, во-вторых, в этом завязка фильма. В первых же кадрах видим Джона, веселого шалопая-старшеклассника, которого поучает строгий учитель, мол, с таким поведением ему не светит ничего интереснее работы в доках, – то самое nowhere – на что будущая рок-звезда с достоинством отвечает: «Нигде» полно гениями, сэр. Потому что я, возможно, принадлежу этому месту».
В основе сценария - книга сводной сестры Джона Леннона Джулии Бейрд «Представьте это: Взросление с моим братом Джоном Ленноном». А собственно сам сценарий написал Мэтт Гринхэлг, который работал также над нашумевшей лентой "Контроль" о жизни еще одного британского музыканта с трудной судьбой - вокалиста группы Joy Division Йена Кертиса. Как признается сам Гринхэлг, после "Контроля" он не хотел браться за очередной сценарий о рок-звезде, но история семейных перипетий Леннона увлекла его, а то, что драма эта сформировала будущего легендарного "битла", сделало работу над фильмом еще более захватывающей.
Режиссер фильма – британская художница Сэм Тейлор-Вуд – доселе была известна благодаря сериям концептуальных фотографий (например, цикл «Плачущие мужчины») и экспериментальным работам в формате видеоарта. Важно подчеркнуть, что видеоарт – это жанр, принципиально отличный от кино, предназначенный для демонстрации в галерейном, музейном пространстве, не предполагающий ни актерской игры, ни даже связного сюжета – по сути, видеокамера в данном случае заменяет художнику кисть. Однако в последние годы наметилась тенденция перехода видеоартистов в большое кино – здесь можно назвать несколько имен.
Тейлор-Вуд (кстати, она выставлялась в киевском PinchukArtCentre, а в 2007 году в составе группы художников представляла Украину на Венецианской биеннале) уже попробовала себя как режиссер: в 2006 году сняла эпизод для скандального арт-порно-альманаха «Запрещено к показу», а ее 15-тиминутная работа «Love you more» (2008 г.) попала в короткометражный конкурс Каннского фестиваля, удостоилась особого упоминания на фестивале независимого кино «Сандэнс» и номинировалась на главную британскую кинонаграду БАФТА. «Стать Джоном Ленноном» - ее полнометражный дебют.
Собственно, nowhere здесь – ключевое понятие. Тейлор-Вуд и Гринхэлг пытаются преодолеть биографический стандарт, превращая историю рок-успеха в семейную драму, в которой Леннон (Аарон Джонсон) и предстает таким себе ребенком ниоткуда: ведь его воспитывает тетя Мими (Кристин Скотт Томас), а свою мать (Анн-Мари Дафф) – которая живет всего в нескольких кварталах – он почти не помнит. Эту странную и очевидно тяжелую для всех сторон ситуацию режиссер полагает в основу фильма.
Заметно, что к делу Тейлор-Вуд подходит со всем тщанием и старательностью дебютанта, пытаясь угодить сразу и массовому зрителю, и критикам. К середине фильма слезы начинают литься все более обильно, в этом ливне «Стать Джоном Ленноном» тонет на манер мыльной оперы. Актеры зачастую играют соответственно – согласно всем лекалам мелодрам, с преувеличенной аффектацией, все равно, изображают они горе или радость. Слез много, а настоящего драматизма недостаточно. Джон все решает, кто его настоящая мама – Джулия или Мими, хотя с этим ясно почти сразу. В целом, несмотря на обилие событий – две смерти, масса разговорных сцен, фамильных ссор и музыкальных номеров – на содержательном уровне от картины остается ощущение короткометражки, растянутой на полтора часа.
К сильным сторонам следует отнести безупречную композицию кадра, изысканную визуальную сторону (чувствуется, что снимала художница), качественные музыкальные сцены и талантливых, несмотря ни на что, актеров: хороши и Аарон Джонсон, и Анн-Мари Дафф, и, особенно, Кристин Скотт Томас – свою Мими она показывает подчас истинно трагической героиней; среди «детских» ролей запоминается неожиданно трогательный Томас Сангстер в роли Пола Маккартни.
Сносный как дебют, кинематографически этот фильм все же невелик. Но если слово «Битлз» или аккорды ранних рок-н-роллов вызывают у вас активные эмоции, то посмотреть стоит.

Дмитрий Десятерик
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments