Лирическое вступление.
Пословица "благими намерениями вымощена дорожка в ад" становится, видимо, лейтмотивом моего дневника.
На пакетах из Сети Ресторанов Здорового Питания McDonald's стоит гордая надпись "70% пакетов производится из вторичного сырья. Мы боремся за экологию". Звучит здорово. Только выглядит - как мешок из мерзкой бумаги, очень похожий на те, которые выдают в самолетах - чтобы тошнило не на стюардесс. С генно-модифицированной пищей внутри. Которая позиционируется, как здоровое питание. Даже нормы ежедневного потребления Б-Ж-У, макроэлементов и витаминов написаны.
Почему-то этот фильм напомнил мне о этих пакетах.
Реалистическое описание.
Сюжета здесь не будет. И выпадов: "Куда Михалков потратил бюджет". Потому что я не хочу об этом писать. И потому что фильм нужно смотреть. Обязательно.
Фильм я смотрел после прочтения многочисленных рецензий. Если вас они интересуют, кстати - можете погуглить по запросу "кишки кремлевских курсантов", они все там. Рецензии были, мягко говоря, разгромные. Но предубеждения не сложилось. Мне было просто интересно. И я могу сказать - интерес оправдался. Уже в первые 30 минут, когда я стал задавать себе один вопрос: интересно, как можно было это снять - и не заметить,что ничего не получилось?
А когда фильм закончился, я допил чай, закурил сигарету. Через 5 минут ответ появился: в этом фильме есть натурализм, есть реализм, но нет правды. Нет гордости - в нем есть желание показать, как кровавая гебня 65 лет обманывала народ. В нем нет "Великой войны" - есть набор эпизодов о оторванных ногах и выпущенных кишках, связанных (якобы) общей идеей великой любви в одной отдельно взятой великой семье. В нем нет идеи - есть пафос про Боженьку, Наденьку и Никиту Сергеича.
Да и реализма... Так, с пятого на десятое, огрехи - лагеря у границы (или базы пикировщиков Ju-87 в Сибири?); обласканная всеми рецензентами Росомаха-стайл перчатка Котова; замена статьи с политической на уголовную; те же Ju-87, ни разу за фильм не атакующие с пикирующего полета (!!! при принципиальном отсутствии приспособлений для прицельного бомбометания на бреющем они еще умудряются куда-то попадать); PzKfw.-6 Tiger в 1941 году с 5-метровыми флагштоками; внимание немцев к Красному кресту; поплывушки на мине; партархив из пианино, люстры венецианского стекла и бюстиков Сталина; штрафбаты в том же 1941, да еще и подчиненные отчего-то военной контрразведке СМЕРШ; орудия ЗИС-5, не производившиеся в 1941 - под Москвой, стоящие без капониров и снабженные неправильно маркированными снарядами; отсутствие рикошета от танкового днища; уродливые коробки, выдаваемые за SdKzf 251 и PzKfw-3. Можно продолжать, (про шоколадки с портретом Гитлера для курсантов, о заднице бортстрелка, о танкисте Дормидонте), но мне не хочется.
Что остается? Лубок о предназначении и вере в Боженьку. Кривой и убогий - поскольку местный Боженька благосклонен только к одной семье в Советском союзе. Угадаете, к какой? Неужели к Котовым? И мина вывозит, и танком не давит, и в огне Наденька не горит, и бомбы рядом с Котовым не взрываются.
Почему не получилось? Потому что весь сюжет напоминает вывернутую наизнанку повесть "Судьба человека" - в роли антагонистов героя - не фашисты, а НКГБ и товарищ Сталин лично, и он изо всех сил с ними борется на фронтах страны, защищая Родину... И по отдельности эпизоды - все это было. Эпизод со взрывом моста сапером-узбеком - явно заимствован, простите, из "Нашей Раши", эпизод с баржей и миной - напоминает Л. Соболева, эпизод обороны Москвы в октябре 1941 и кремлевские курсанты - это полное заимствование из "Убиты под Москвой" К. Воробьева, эпизод с сожжением деревни - "Проверка на дорогах", повести В. Быкова... Проблема фильма в том, что он вторичен. На материале произведений, написанных людьми, которые писали о том, что знали, и верили в свои слова - у них было это право - смешивается "откровение" с густой заправкой из кишок и кетчупа. Причем человеком, отец которого был одним из лучших агентов того же ГБ, и захотевшего стать "творцом истории" и новым правдорубцем. Мне лично - не нужна такая история. Фильм о войне - не о кишках, не о Боженьке. О людях. Здесь из людей - только старший лейтенант в октябре 1941, курсанты, и капитан СМЕРШа. Остальные - неоригинальный лубок.
Михалков позиционировал "УС-2" как ответ "Спасти рядового Райана". Не тот ориентир, наверное. Если за рубежом плохо известно, что такое грязь и война - им снимать соответствующее. В нашей стране с ними все знакомы. И приумножение грязи - не откровение, а неумение.
За то время, пока идет "Предстояние" можно пересмотреть "В бой идут одни старики" - 2 раза. Или "Зори здесь тихие" - 1 раз. Но его стоит увидеть, чтобы понять: что собой представляет собой сейчас понятие великого. Величие сырого мяса и вторсырья.
Саркастическое окончание.
За несколько дней до просмотра "Предстояния" я посмотрел "Бесславных Ублюдков" . И, на мой взгляд, оба этих фильма имеют одинаковое отношение к реальной истории и к настоящей войне. Они с ними не соприкасаются. Только вот у Тарантино получился замечательный альтернативно-исторический детектив с живыми персонажами. А у Михалкова - набор новелл на тему "Кошмар в березовом лесу: Фредди Крюгер на фронте." и "Применение молитв в условиях, приближенных к боевым".
Community Info