Khador (k_hador) wrote in drugoe_kino,
Khador
k_hador
drugoe_kino

Кризис жанра

Впечатления о фильме Никиты Михалкова "Утомленные солнцем 2: Предстояние"

Лирическое вступление.
Пословица "благими намерениями вымощена дорожка в ад" становится, видимо, лейтмотивом моего дневника.
На пакетах из Сети Ресторанов Здорового Питания McDonald's стоит гордая надпись "70% пакетов производится из вторичного сырья. Мы боремся за экологию". Звучит здорово. Только выглядит - как мешок из мерзкой бумаги, очень похожий на те, которые выдают в самолетах - чтобы тошнило не на стюардесс. С генно-модифицированной пищей внутри. Которая позиционируется, как здоровое питание. Даже нормы ежедневного потребления Б-Ж-У, макроэлементов и витаминов написаны.
Почему-то этот фильм напомнил мне о этих пакетах.


Реалистическое описание.
Сюжета здесь не будет. И выпадов: "Куда Михалков потратил бюджет".  Потому что я не хочу об этом писать. И потому что фильм нужно смотреть. Обязательно.
Фильм я смотрел после прочтения многочисленных рецензий. Если вас они интересуют, кстати - можете погуглить по запросу "кишки кремлевских курсантов", они все там. Рецензии были, мягко говоря, разгромные. Но предубеждения не сложилось. Мне было просто интересно. И я могу сказать - интерес оправдался. Уже в первые 30 минут, когда я стал задавать себе один вопрос: интересно, как можно было это снять - и не заметить,что ничего не получилось?
А когда фильм закончился, я допил чай, закурил сигарету. Через 5 минут ответ появился: в этом фильме есть натурализм, есть реализм, но нет правды. Нет гордости - в нем есть желание показать, как кровавая гебня 65 лет обманывала народ. В нем нет "Великой войны" - есть набор эпизодов о оторванных ногах и выпущенных кишках, связанных (якобы) общей идеей великой любви в одной отдельно взятой великой семье. В нем нет идеи - есть пафос про Боженьку, Наденьку и Никиту Сергеича.
Да и реализма... Так, с пятого на десятое, огрехи - лагеря у границы (или базы пикировщиков Ju-87 в Сибири?); обласканная всеми рецензентами Росомаха-стайл перчатка Котова; замена статьи с политической на уголовную; те же Ju-87, ни разу за фильм не атакующие с пикирующего полета (!!! при принципиальном отсутствии приспособлений для прицельного бомбометания на бреющем они еще умудряются куда-то попадать); PzKfw.-6 Tiger в 1941 году с 5-метровыми флагштоками; внимание немцев к Красному кресту; поплывушки на мине; партархив из пианино, люстры венецианского стекла и бюстиков Сталина; штрафбаты в том же 1941, да еще и подчиненные отчего-то военной контрразведке СМЕРШ; орудия ЗИС-5, не производившиеся в 1941 - под Москвой, стоящие без капониров и снабженные неправильно маркированными снарядами;  отсутствие рикошета от танкового днища; уродливые коробки, выдаваемые за SdKzf 251 и PzKfw-3. Можно продолжать, (про шоколадки с портретом Гитлера для курсантов, о заднице бортстрелка, о танкисте Дормидонте), но мне не хочется.
Что остается? Лубок о предназначении и вере в Боженьку. Кривой и убогий - поскольку местный Боженька благосклонен только к одной семье в Советском союзе. Угадаете, к какой? Неужели к Котовым? И мина вывозит, и танком не давит, и в огне Наденька не горит, и бомбы рядом с Котовым не взрываются.
Почему не получилось? Потому что весь сюжет напоминает вывернутую наизнанку повесть "Судьба человека" - в роли антагонистов героя - не фашисты, а НКГБ и товарищ Сталин лично, и он изо всех сил с ними борется на фронтах страны, защищая Родину... И по отдельности эпизоды - все это было. Эпизод со взрывом моста сапером-узбеком - явно заимствован, простите, из "Нашей Раши", эпизод с баржей и миной - напоминает Л. Соболева, эпизод обороны Москвы в октябре 1941 и кремлевские курсанты - это полное заимствование из "Убиты под Москвой" К. Воробьева, эпизод с сожжением деревни - "Проверка на дорогах", повести В. Быкова... Проблема фильма в том, что он вторичен. На материале произведений, написанных людьми, которые писали о том, что знали, и верили в свои слова - у них было это право - смешивается "откровение" с густой заправкой из кишок и кетчупа. Причем человеком, отец которого был одним из лучших агентов того же ГБ, и захотевшего стать "творцом истории" и новым правдорубцем. Мне лично - не нужна такая история. Фильм о войне - не о кишках, не о Боженьке. О людях. Здесь из людей - только старший лейтенант в октябре 1941, курсанты, и капитан СМЕРШа. Остальные - неоригинальный лубок.
Михалков позиционировал "УС-2" как ответ "Спасти рядового Райана". Не тот ориентир, наверное. Если за рубежом плохо известно, что такое грязь и война - им снимать соответствующее. В нашей стране с ними все знакомы. И приумножение грязи - не откровение, а неумение.

За то время, пока идет "Предстояние" можно пересмотреть "В бой идут одни старики" - 2 раза. Или "Зори здесь тихие" - 1 раз. Но его стоит увидеть, чтобы понять: что собой представляет собой сейчас понятие великого. Величие сырого мяса и вторсырья.


Саркастическое окончание.
За несколько дней до просмотра "Предстояния" я посмотрел "Бесславных Ублюдков" . И, на мой взгляд, оба этих фильма имеют одинаковое отношение к реальной истории и к настоящей войне. Они с ними не соприкасаются. Только вот у Тарантино получился замечательный альтернативно-исторический детектив с живыми персонажами. А у Михалкова - набор новелл на тему "Кошмар в березовом лесу: Фредди Крюгер на фронте."  и "Применение молитв в условиях, приближенных к боевым".
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments