Как известно, французское кино имеет для ММКФ особое значение - падок российский зритель на всякое бельмондо, куда уж деваться:)). В нынешнем году эта закономерность в очередной раз нашла своё подтверждение. Судите сами: фестиваль открывался картиной француза Клода Лелуша, закрывался лентой Люка Бессона, он же - председатель жюри, кино французского в разных номинациях представлено столько, что как бы не треть фестивального киноматериала, и даже из 8 основных присужденных призов два ушло на берега Сены, что для нынешних фестивалей как-то непростительно старомодно, чай не Албания и не Венесуэла - неплохо для кинодержавы, а?...
Из 37 фестивальных фильмов, отсмотренных мной, 15 - французские (один из них, наверно, условно французский:)), потому что Роман Полански, еврей польского происхождения, живущий в США, почему-то считается французским режиссёром:)), и его новый триллер "Призрак", показанный на ММКФ, до мозга костей и самого распоследнего уборщика съемочной площадки американское кино, почему-то обозначен французским фильмом:))).
Однако и внутри обласканного солнцем французского кинематографа симпатии зрителей распределяются крайне неравномерно. Например, для меня всегда было большой загадкой, почему весь мир стонет и пускает сладкие слюни от пустой, в общем, безделушки "Амели", а вот, например, эпическое полотно 1966 г. Рене Клемана "Горит ли Париж?" так за 40 лет и не выстрелило, оставив зрителей и критику равнодушными, несмотря на то, что вроде бы все созвездия были в пользу этого гигантского монументального проекта, собравшего лучшие кинематографические силы со всего мира. Скажите, знаете ли вы вторую картину, для которой сценарий бы написали Гор Видал и Фрэнсис Форд Коппола, а в ролях появлялся бы весь цвет мирового кино, - от Алена Делона, Жана-Поля Бельмондо, Шарля Буайе, Жана-Пьера Касселя, Жана-Луи Третиньяна, Мишеля Пикколи, Ива Монтана и Симоны Синьоре до Кирка Дугласа, Орсона Уэллса и Энтони Перкинса???
Гитлер отдает приказ генералу фон Хольтицу стереть французскую столицу с лица земли: большинство зданий должны быть заминированы и взорваны. Но информация о планах фашистов доходит до лидеров французского Сопротивления, и те решают не отдавать город. 19 августа 1944 года в Париже вспыхивает восстание, во главе которого встает будущий премьер-министр Франции Жак Шабан-Дельмас (Ален Делон), и оно быстро перерастает в ожесточенные уличные бои.
Как остроумно заметил кто-то из критиков, "Горит ли Париж?" - это такой "Майор Вихрь" по-французски, только вместо Вадима Бероева там Ален Делон, а вместо Кракова - Париж:). Я бы сказала, что это такой симбиоз "Майора Вихря" с киноэпопеей "Освобождение". Внушительная панорама французской столицы ( для съемок было использовано более чем 180 площадок, разбросанных по всему Парижу – так удалось показать масштаб и силу парижского восстания), героическое французское Сопротивление, совершенно карикатурные гитлеровцы и бравые американцы - всё это производит впечатление не набора штампов, а вполне канонического большого кино, снятого по всем писаным и неписаным законам жанра. Единственное, что удручает - на ММКФ привезли какую-то ветхую, затертую до дыр чёрно-белую копию с болгарскими субтитрами:))), что в сочетании с франко-немецким закадровым текстом и русским синхроном производило странное впечатление:))....
Признаюсь честно - на новый фильм Жана-Люка Годара с обязывающим названием "Фильм социализм" я не пошла - уж слишком многие мне говорили, что престарелый мэтр в маразме, а самой убеждаться в этом не хотелось. Увы, многие признанные мастера действительно встречают старость не в лучшей форме - сходив два года назад на феерическое говно семидесятилетнего Кшиштофа Занусси, идти на шедевр восьмидесятилетнего Годара я как-то побоялась:)). Если кто посмотрел и готов меня разубедить - прочитаю с удовольствием, буду рада ошибиться.
Зато я с превеликим удовольствием отсмотрела нетленку того же Годара 45-летней давности "Безумный Пьеро" с молодым Бельмондо и Анной Кариной - несмотря на то, что название фильма должно было вызвать у французских зрителей ассоциации со знаменитым налетчиком 1940-х годов - Пьером Лутрелем, он же
Разумеется, "французское кино" и "хорошее кино" - отнюдь не всегда синонимы. В случае с фильмом "Дикие травы" Алена Рене мой зарок не посещать премьеры престарелых мэтров был, сама не знаю почему, нарушен:))) - видимо, от автора "Хиросима, любовь моя", пусть и без малого девяностолетнего, как-то не ждешь подвоха и откровенного киномусора...
Надо сказать, высидела я фильм с превеликим трудом - сдерживающими факторами были моя любимая веселая авантюристка Сабина Азема (хотелось посмотреть, как она стареет:)) и благороднейший интеллектуал Андре Дюссолье (уж он-то точно с годами хорошеет, как выдержанное вино) в главных ролях, но и они не спасли ситуацию:((. Ничего, кроме недоумения, что хотел сказать своей лентой Рене, и хотел ли он что-то сказать вовсе, от просмотра не осталось.
А вот с одной из главных интриг фестиваля - ленты новоиспеченного француза Аббаса Киаростами (да-да, не удивляйтесь, знаменитый создатель иранской новой волны теперь парижанин, и, увы, стремительно превращается в Иоселиани, променявшего сочный и красочный национальный философский кинематограф на возможность снимать малобюджетные псевдоинтеллектуальные поделки ни о чём) "Копия верна" не уйти так и не получилось:(((.
К "Копии..." было приковано огромное фестивальное внимание, на премьеру народ ломился, немногочисленная фестивальная критика представляла собой в основном панегирики. Я честно высидела час, терпеливо ожидая, когда же, собственно, закончится затянувшаяся экспозиция и начнется собственно действие:), после чего, поскольку никаких изменений на экране не предвещалось, ушла в раздражении, потому что ради этой бессмысленной "Копии..." пропустила несколько других фильмов. Ни красивейшие виды Тосканы, ни красавица Жюльетт Бинош, способная, казалось бы, вытянуть любой фильм, ни бархатный голос главного героя (на мужскую роль Киаростами пригласил не актера, а известного английского оперного баритона Уильяма Шимелла) картину, на мой скромный взгляд, не спасли. Двое симпатичных не первой молодости людей весь фильм беспорядочно ходят, беседуя о проблеме подлинника и репродукции в искусстве. Даже мне, не лишенной искусствоведческих наклонностей:)), наблюдать сие два с лишним часа было невыносимо:), не говоря уж о тех, кто пришел на фильм специально, чтобы узнать, потрахаются в итоге герои или нет:))). Кстати, да или нет - так и не знаю:))....
Зато с картиной Михаэля Коэна - нынешнего мужа Эмманюэль Беар, сыгравшего в дуэте с женой главную мужскую роль, - "Это начинается с конца" ситуация прямо противоположная: фильм забраковали, не взяв на Каннский фестиваль, да и московские критики дали картине уничтожающую оценку - если европейские ханжи от кинокритики окрестили фильм чуть ли не порнографическим, то московские - просто очень слабым, глубоко вторичным киноматериалом. Вот лишь пара цитат:
Леонид Павлючик: " Французская картина меня откровенно разочаровала... Мне кажется, что Каннский фестиваль испугался творческого уровня этой картины, а не сексуальных сцен. Потому что такими сексуальными сценами уже забит экран. Это просто не очень внятно, не очень драматургически выстроенное и плохо сыгранное кино".
Виктор Матизен: "Картина «Это начинается с конца» показалась мне достаточно занятной, но она на меня не произвела никакого эмоционального, интеллектуального и сексуального впечатления. Чего-то не хватило.... Мне показалось, что оператор работает недостаточно эмоционально, а музыка просто слабая. Очевидно, истоки этой картины – это «Мужчина и женщина» Клода Лелюша и «Последнее танго в Париже" Бернардо Бертолуччи. У Бертолуччи был очень глубокий и очень болезненный конфликт, и заканчивается он кровью, и это страшно цепляло.... А здесь что-то не сложилось, хотя история проста – страсть, глубоко замешанная на сексе и на каком-то катастрофическом совпадении и несовпадении характеров..."
Признаюсь честно: я считаю фильм Коэна очень симпатичной работой. Однако не ищите здесь киномастерства, нового слова в искусстве и прочего, за что на фестивалях раздают призы. Для меня это просто очень личный фильм:) - вообще, походишь на кинофестивали и диву даёшься, сколько про тебя, любимую, накреативил мировой кинематограф:)), узнаёшь себя в каждом третьем французском фильме...
Лента Коэна, как говорится, без претензий:) - сразу видно, что ему гораздо важней любых фестивальных наград разобраться в собственных отношениях с женой. Нелишне вспомнить, что у Беар и с первым мужем, великолепным актёром Даниэлем Отёем, были непростые отношения, просто Отёй не снимал кино... Сразу хочу успокоить "правильных парней", которые считают, что испепеляющая страсть, невозможность жить друг без друга, спонтанный секс в общественных местах, попытки самоубийства из-за жгучей ревности, нежелание видеть никого вокруг, кроме любимого, с одной стороны, и бесконечные конфликты, еженедельные расставания и возвращения, драки и ночевки вдвоём в обезьяннике, заявления друг на друга в полицию, непреходящее желание мучить и расковыривать раны любимого человека с другой - это такое кино про двух извращенцев, которые, как говорится, нашли друг друга:)), - я в этом не нахожу ничего ненормального или фантастического:)). Жизненные, очень личностные зарисовки о повседневности, не более того:).
Не хочу рассуждать о кинематографическом качестве фильма - просто я его чисто субъективно понимаю и принимаю. Разумеется, фильм Коэна - это не ахти какое событие культурной жизни, и именно поэтому повсеместный тотальный "заговор" критики кажется мне совершенно неадекватным масштабу картины:). Кстати, "слабая", по мнению Матизена музыка - это ни что иное, как барочная музыка 17-18 века:)... По мне так как раз наоборот, саундтрек просто приковывает к экрану. Плюс феерическая, нестареющая 45-летняя Беар с глазами испуганного оленёнка и сексуальным драйвом двадцатилетней девушки, плюс библейски красивый Коэн со спермой во взгляде, играющий, уверена, самого себя - всегда ведомое и виктимное существо, испепеляемое всепоглощающей энергией женщины - в общем, кено а-ля домашнее видео, когда интересно только тем двоим, ну и ещё некоторым, которые понимают, о чём это они:))).
А европейские критики, убеждена, Коэну просто завидуют - трудно найти человека, не желавшего бы оказаться на его месте:)...
Community Info