Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

Заметки на полях фестиваля - 11



 


Седьмой фестивальный день ознаменовался первым серьезным проколом:    несмотря на многообещающий синопсис, фильм болгарина Димитра Митовского  "Миссия   -   Лондон" оказался редкой хренью    -   первый раз за всю фестивальную неделю пожалела двух часов потраченного времени.  Когда создатели фильма обещают хорошую комедию и изо всех сил пыжатся, чтобы нас рассмешить,  используя при этом безвкусицу, пошлый кич, плоские шутки  и протухшие гэги  стопятидесятой свежести, это крайне раздражает:((((.  А когда нация, из штанов выпрыгивающая, дабы влиться в "цивилизованную семью европейских народов", занимается пошлым самоуничижением   -   это уже никакая не самоирония:((...      Не знаю, каким мудаком надо быть, чтобы испортить такой благодарный сюжет о национальных обычаях и британской королеве!!!!  Злюсь, в общем:)).


А вот фильм знаменитой венгерки Марты Месарош  "Последний донос на Анну"  тоже снят "в постсоветском угаре":  с советской властью у Месарош свои счёты     -    её отец, скульптор Ласло Месарош, был репрессирован и погиб в лагере на советской территории. 
На каждом ММКФ в обязательную фестивальную программу входят ритуальные плевки восточных стран в проклятое экс-социалистическое прошлое    -    обычно именно эти картины входят в основной конкурс. Однако, ритуально плюнуть можно по-разному    -   можно грубо харкнуть, а можно плюнуть изысканно и по-аристократически. Месарош всё же большой режиссёр, и  именно таким изящным плевком является её фильм    -    мастерски снятый, стилистически безупречный, но  пресноватый и скучноватый при всём при этом.

В 1973 году  филолога Петера Фараго под благовидным научным предлогом венгерская госбезопасность засылает в Брюссель,  где много лет живет в эмиграции Анна Кетли,  в прошлом    -    активист венгерской социал-демократической партии, парламентарий, с 1950 по 1954 просидевшая в тюрьме по пожизненному приговору,  в 1956-м году самый популярный, после Имре Надя,  лидер путчистов (сами они себя, разумеется, называли революционерами), уехавшая  представителем правительства Имре Надя при ООН.  Разумеется, обратно старушку калачом не заманишь, а  поскольку срок давности, вроде, вышел, и для корректировки международного имиджа советской Венгрии можно и вернуть часть эмиграции, к ней засылают  "парламентера":   на Петера Фараго выбор падает исключительно потому, что его дядя Ласло Фараго    -    любовь всей жизни Анны, единственный, кто может послужить стимулом к её возвращению.  



В  задачи филолога Фараго входит убедить Анну, что в случае её возвращения её ждет не тюрьма, а персональная пенсия и кафедра в каком-нибудь университете.

И вот тут-то и начинаются нестыковки:).  Разумеется, режиссеру очень хочется показать Анну Кетли с одной стороны  несломленной, стойкой, убежденной и несгибаемой,  а с другой    -    любящей женщиной, которой ничто человеческое не чуждо.  Весьма психологически точная роль Эникё Эссеньи, реального претендента на лучшую женскую роль,    -   молодой актрисы, играющей пожилую нервную и усталую от жизни женщину.  Но Месарош    -   действительно хороший режиссер,  покривить против истины у неё не получается:),  и в итоге получается слегка карикатурный образ этакой богораз- или боннер-лайт:  упертая фанатичка, живущая представлениями полувековой давности, с истерическими нотками в голосе и элементами деспотизма в характере, потерявшая связь с реальностью и адекватность в восприятии действительности.  Для неё Венгрия при Кадаре    -    мрачная средневековая инквизиция, где гнобят в застенках политических оппонентов и не разрешают читать стихи.  Никакие аргументы Фараго о том, что интеллигенция Кадара любит, что на Западе у него репутация одного из самых демократических руководителей коммунистического государства,  что венгерские литература и кинематограф переживают расцвет, не действуют    -    бабуля живёт в своём мире, и достать её оттуда весьма  проблематично.   Даже внешне героиня Эникё Эссеньи напоминает свихнувшуюся от пыток героиню Аллы Демидовой в "Служили два товарища".

Ещё из сюжетных вкусностей    -   приезд  в гости к  Анне её подруги бурной молодости  Голды Меир:), которая здесь, в отличие от спилберговского "Мюнхена", например, ни капли не похожа на свой прототип   -    этакая пожилая оторва, кудахчущая о мужиках и об алкоголе.    

Для Марты Месарош, как для гражданина, разумеется, было принципиально важно солидаризироваться со своей героиней, но правдивый художник берёт верх,  Анна Кетли воспринимается нами скорее со снисходительным сочувствием   -   ну, залила себя бабка формалином на 50 лет, вольному воля, как говорится.

Тут, кстати, кому интересно    -   чем в 1956 году занималась белая и пушистая старушка  -   божий одуванчик и её подельники:

http://www.razumei.ru/files/others/pdf/Kontrrev_zagovor_Nadya.pdf

В рамках ретроспективы Клода Шаброля показывали "В сердце лжи" и "Ад"    -  если первая лента, в общем, обычный детектив, лишенный особого психологизма, то вторая    -   просто живой учебник по психиатрии.  Почему  "Ад" в моём личном рейтинге фильмов Шаброля занимает первое место    -    объяснять не буду, sapienti sat, как говорится.



Любой, кто исследовал природу ревности, неизбежно задавался вопросом, где есть граница нормы и как отличать пограничное состояние от патологии    -   проще говоря, где психология перерастает в психиатрию.  Боюсь, безошибочно это удается делать только тем, кто сам никогда не ревновал...  Поражает то, насколько типична симптоматика во внешних проявлениях    -   не только поступки, но слова и выражения,  аргументация, ассоциации,  жесты, взгляд,    -   даже носом шмыгают все ревнивцы одинаково...  Поначалу такие параллели развлекают, но когда досмотришь фильм до конца, уже как-то не до смеха...
 

Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments