?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Заметки на полях фестиваля - 11
Я
kolobok1973 wrote in drugoe_kino


 


Седьмой фестивальный день ознаменовался первым серьезным проколом:    несмотря на многообещающий синопсис, фильм болгарина Димитра Митовского  "Миссия   -   Лондон" оказался редкой хренью    -   первый раз за всю фестивальную неделю пожалела двух часов потраченного времени.  Когда создатели фильма обещают хорошую комедию и изо всех сил пыжатся, чтобы нас рассмешить,  используя при этом безвкусицу, пошлый кич, плоские шутки  и протухшие гэги  стопятидесятой свежести, это крайне раздражает:((((.  А когда нация, из штанов выпрыгивающая, дабы влиться в "цивилизованную семью европейских народов", занимается пошлым самоуничижением   -   это уже никакая не самоирония:((...      Не знаю, каким мудаком надо быть, чтобы испортить такой благодарный сюжет о национальных обычаях и британской королеве!!!!  Злюсь, в общем:)).


А вот фильм знаменитой венгерки Марты Месарош  "Последний донос на Анну"  тоже снят "в постсоветском угаре":  с советской властью у Месарош свои счёты     -    её отец, скульптор Ласло Месарош, был репрессирован и погиб в лагере на советской территории. 
На каждом ММКФ в обязательную фестивальную программу входят ритуальные плевки восточных стран в проклятое экс-социалистическое прошлое    -    обычно именно эти картины входят в основной конкурс. Однако, ритуально плюнуть можно по-разному    -   можно грубо харкнуть, а можно плюнуть изысканно и по-аристократически. Месарош всё же большой режиссёр, и  именно таким изящным плевком является её фильм    -    мастерски снятый, стилистически безупречный, но  пресноватый и скучноватый при всём при этом.

В 1973 году  филолога Петера Фараго под благовидным научным предлогом венгерская госбезопасность засылает в Брюссель,  где много лет живет в эмиграции Анна Кетли,  в прошлом    -    активист венгерской социал-демократической партии, парламентарий, с 1950 по 1954 просидевшая в тюрьме по пожизненному приговору,  в 1956-м году самый популярный, после Имре Надя,  лидер путчистов (сами они себя, разумеется, называли революционерами), уехавшая  представителем правительства Имре Надя при ООН.  Разумеется, обратно старушку калачом не заманишь, а  поскольку срок давности, вроде, вышел, и для корректировки международного имиджа советской Венгрии можно и вернуть часть эмиграции, к ней засылают  "парламентера":   на Петера Фараго выбор падает исключительно потому, что его дядя Ласло Фараго    -    любовь всей жизни Анны, единственный, кто может послужить стимулом к её возвращению.  



В  задачи филолога Фараго входит убедить Анну, что в случае её возвращения её ждет не тюрьма, а персональная пенсия и кафедра в каком-нибудь университете.

И вот тут-то и начинаются нестыковки:).  Разумеется, режиссеру очень хочется показать Анну Кетли с одной стороны  несломленной, стойкой, убежденной и несгибаемой,  а с другой    -    любящей женщиной, которой ничто человеческое не чуждо.  Весьма психологически точная роль Эникё Эссеньи, реального претендента на лучшую женскую роль,    -   молодой актрисы, играющей пожилую нервную и усталую от жизни женщину.  Но Месарош    -   действительно хороший режиссер,  покривить против истины у неё не получается:),  и в итоге получается слегка карикатурный образ этакой богораз- или боннер-лайт:  упертая фанатичка, живущая представлениями полувековой давности, с истерическими нотками в голосе и элементами деспотизма в характере, потерявшая связь с реальностью и адекватность в восприятии действительности.  Для неё Венгрия при Кадаре    -    мрачная средневековая инквизиция, где гнобят в застенках политических оппонентов и не разрешают читать стихи.  Никакие аргументы Фараго о том, что интеллигенция Кадара любит, что на Западе у него репутация одного из самых демократических руководителей коммунистического государства,  что венгерские литература и кинематограф переживают расцвет, не действуют    -    бабуля живёт в своём мире, и достать её оттуда весьма  проблематично.   Даже внешне героиня Эникё Эссеньи напоминает свихнувшуюся от пыток героиню Аллы Демидовой в "Служили два товарища".

Ещё из сюжетных вкусностей    -   приезд  в гости к  Анне её подруги бурной молодости  Голды Меир:), которая здесь, в отличие от спилберговского "Мюнхена", например, ни капли не похожа на свой прототип   -    этакая пожилая оторва, кудахчущая о мужиках и об алкоголе.    

Для Марты Месарош, как для гражданина, разумеется, было принципиально важно солидаризироваться со своей героиней, но правдивый художник берёт верх,  Анна Кетли воспринимается нами скорее со снисходительным сочувствием   -   ну, залила себя бабка формалином на 50 лет, вольному воля, как говорится.

Тут, кстати, кому интересно    -   чем в 1956 году занималась белая и пушистая старушка  -   божий одуванчик и её подельники:

http://www.razumei.ru/files/others/pdf/Kontrrev_zagovor_Nadya.pdf

В рамках ретроспективы Клода Шаброля показывали "В сердце лжи" и "Ад"    -  если первая лента, в общем, обычный детектив, лишенный особого психологизма, то вторая    -   просто живой учебник по психиатрии.  Почему  "Ад" в моём личном рейтинге фильмов Шаброля занимает первое место    -    объяснять не буду, sapienti sat, как говорится.



Любой, кто исследовал природу ревности, неизбежно задавался вопросом, где есть граница нормы и как отличать пограничное состояние от патологии    -   проще говоря, где психология перерастает в психиатрию.  Боюсь, безошибочно это удается делать только тем, кто сам никогда не ревновал...  Поражает то, насколько типична симптоматика во внешних проявлениях    -   не только поступки, но слова и выражения,  аргументация, ассоциации,  жесты, взгляд,    -   даже носом шмыгают все ревнивцы одинаково...  Поначалу такие параллели развлекают, но когда досмотришь фильм до конца, уже как-то не до смеха...
 


promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Спасибо за рецензии. Захотелось посмотреть "Ад".

Да, "Ад" просто шикарный. Главное, жЫзненный, аж жуть:). И Беар хороша....

А эти "ритуальные плевки", это не следствие незримого и зримого присутствия Михалкова? Он же у нас, вроде как, по этой части главный. Или это делается из соображений реперзентативности, а в Восточной Европе просто ничего более приличного не снимают вовсе (оставим за скобками Румынию и Сербию)?

Думаю,это отражение общей политической ситуации... Пусть премьер с Президентом больше на коленки перед катынским мемориалом становится - тогда скоро любая собака на нас не то плевать - ссать и то побрезгует...

Много плохого слышал про "Миссия - Лондон", потому смотреть не стал. А после "румынского прорыва" казалось, что вот сейчас-то бывший соцлагерь расправит крылья. Может быть просто для Болгарии это "первый блин комом".

"Ад" чудесен. Беар там просто басподобная. Одна из наиболее сильных её ролей, на мой взгляд.

  • 1