В чем одно из главных досинств Годара? В том, что он не врет. Он обещает фильм-симфонию в трех частях. Да, "Социализм" - это действительно симфония. Произведение столь же мощное, сколь и многоплановое,с внутренней философией построения, со своими крещендо и тутти, с группами инструментов, вступающими каждая в свой черед, с партиями сольными и оркестровыми.
Хочется лишь, чтобы "Социализм" не стал его Девятой симфонией.
Большинство кадров этого фильма не поддается расшировке. Но каждый кадр несет в себе такой уровень визуального совершенства, что расшифровка, в общем, и не требуется. Достаточно всего лишь внимательно смотреть - как это и бывает с большим кино.
Неудача постигнет тех, кто попытается дифференцировать сверхплотный поток текста, проговариваемого или писаного в титрах, и изображение. Текст для Годара - это внешне анархическая совокупность дискурсов, окрестрованная с размахом и талантом, подобающим симфонии.
Впрочем, каждый зритель наверняка гнайдет здесь свою фразу. Для меня это призыв "не рассказывать о невидимых вещах, но показывать их". Ибо, опять же, напрасно было бы искать прямую связь в параллельном монтаже столь разных вещей, как лик Девы Марии со средневековой росписи и замедленный показ футбольного эпизода. Образ возникает не по отельности в этих кадрах и даже не в их сочетании, а на стыке, в незримом шве между ними, в ритме их взаимосчетания.
Годар дробит и разрушает привычное тело фильма, устраивает толчею дискурсов, оптический шторм образов беспередельной мощи. Сочетание кадров совершенно разного качества, замедления и ускорения изображения, намеренные обрывы звука, откровенные акустические и визуальные диссонансы, звучание доброго десятка разных языков, масса персонажей, не говоря уже о почти полном исчезновении линеарного сюжета. При этом - удивительное дело - режиссер умудряется все-таки сохранить драматургическую целостность своей симфонии. В фильме есть итория, точнее, сразу несколько историй.
НО все же самая главная из них - это история Европы. Годар ведет показанный в начале корабль по наиболее значимым - в его пониманиии, болевым - точкам на мифологической карте Старого Света. Египет, Палестина, Одесса (расстрел на Потемкинской лестнице из Эйзентштейна обретает совершенно новое качество), Греция (где "демократия и траическое искусство сочетались браокм и породили гражданскую войну"), Неаполь (кадры из фильма про бойню 1943 года), Барселона (последний полот Республики во время граждаской войны).
По сути же - у Годара получился фильм о Европе, пор сути, о нашей цивилизации как таковой - не диагноз, не приговор - но беспредельной силы высказывание, заставляющие без всякого пафоса, на глубинном уровне задуматься о том - кто мы такие? и - куда мы идем?
Это сумбур, это лишь самое малое из того, что мне хочется сказать об этом фильме. Но не сказать я не мог - ибо он меня попросту переполнил.
И, между прочим, в этом году Годару - 80. Моложе и бескомпромисснее большинства нынешних радикалов.
Community Info