desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Category:

Москва, 23 июня. Кинофестиваль. Годар. Фильм социализм. Подступы к статье.

48.33 КБ

В чем одно из главных досинств Годара? В том, что он не врет. Он обещает фильм-симфонию в трех частях. Да, "Социализм" - это действительно симфония. Произведение столь же мощное, сколь и многоплановое,с внутренней философией построения, со своими крещендо и тутти, с группами инструментов, вступающими каждая в свой черед, с партиями сольными и оркестровыми.
Хочется лишь, чтобы "Социализм" не стал его Девятой симфонией.
Большинство кадров этого фильма не поддается расшировке. Но каждый кадр несет в себе такой уровень визуального совершенства, что расшифровка, в общем, и не требуется. Достаточно всего лишь внимательно смотреть - как это и бывает с большим кино.
Неудача постигнет тех, кто попытается дифференцировать сверхплотный поток текста, проговариваемого или писаного в титрах, и изображение. Текст для Годара - это внешне анархическая совокупность дискурсов, окрестрованная с размахом и талантом, подобающим симфонии.
Впрочем, каждый зритель наверняка гнайдет здесь свою фразу. Для меня это призыв "не рассказывать о невидимых вещах, но показывать их". Ибо, опять же, напрасно было бы искать прямую связь в параллельном монтаже столь разных вещей, как лик Девы Марии со средневековой росписи и замедленный показ футбольного эпизода. Образ возникает не по отельности в этих кадрах и даже не в их сочетании, а на стыке, в незримом шве между ними, в ритме их взаимосчетания.

Годар дробит и разрушает привычное тело фильма, устраивает толчею дискурсов, оптический шторм образов беспередельной мощи. Сочетание кадров совершенно разного качества, замедления и ускорения изображения, намеренные обрывы звука, откровенные акустические и визуальные диссонансы, звучание доброго десятка разных языков, масса персонажей, не говоря уже о почти полном исчезновении линеарного сюжета. При этом - удивительное дело - режиссер умудряется все-таки сохранить драматургическую целостность своей симфонии. В фильме есть итория, точнее, сразу несколько историй.
НО все же самая главная из них - это история Европы. Годар ведет показанный в начале корабль по наиболее значимым - в его пониманиии, болевым - точкам на мифологической карте Старого Света. Египет, Палестина, Одесса (расстрел на Потемкинской лестнице из Эйзентштейна обретает совершенно новое качество), Греция (где "демократия и траическое искусство сочетались браокм и породили гражданскую войну"), Неаполь (кадры из фильма про бойню 1943 года), Барселона (последний полот Республики во время граждаской войны).
По сути же - у Годара получился фильм о Европе, пор сути, о нашей цивилизации как таковой - не диагноз, не приговор - но беспредельной силы высказывание, заставляющие без всякого пафоса, на глубинном уровне задуматься о том - кто мы такие? и - куда мы идем?
Это сумбур, это лишь самое малое из того, что мне хочется сказать об этом фильме. Но не сказать я не мог - ибо он меня попросту переполнил.
И, между прочим, в этом году Годару - 80. Моложе и бескомпромисснее большинства нынешних радикалов.
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment