дискотека йолдызы (von_gartt) wrote in drugoe_kino,
дискотека йолдызы
von_gartt
drugoe_kino

Categories:

Сумасшедшая помощь (реж. Б.Хлебников, Россия, 2009)

Обычно мы не балуем отечественное кино, а тем более его т.н. "новую волну", но вот сегодня сделаем сделаем исключение: "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова. Действие фильма - это своего рода история сумасшествия, но каждый, разумеется, сходит тут с ума по-своему, поэтому шизофреники в разной степени тут все, начиная от белорусского гастарбайтера и заканчивая участковым. Причем шизофрения по Хлебникову - недуг заразный, по стране передается воздушно-капельным путем ну и лечится разве что препаратами от пневмонии.



При вполне очевидных ассоциациях с Дон Кихотом и Санчо Панса, Чебурашкой и крокодилом Геной или Джеком Лукасом и бродягой Пэрри (это кому как удобнее) режиссер смог историю поставить на рельсы нашему зрителю очень понятные, при этом чернухи тут щепотки две-три, ну т.е. практически добавлены "по вкусу". Хлебников, кстати, в интервью постоянно отмахивается от ярлыка "социальный режиссер", что формально вроде и правильно - масштабы действия его фильмов масштабам страны не соответствуют, но, к сожалению, миры новостроек в спальных районах - и есть наиболее четкие слепки действительности. Именно в загаженных дворах живут майоры евсюковы, которые потом попадают на первые полосы светских газет и резко становятся интересными и нужными для всех. "Сумасшедшая помощь" - это своего рода продолжение "Свободного плавания", который Хлебников снял тремя годами ранее. И если в том фильме герой-Леня из провинциального города уплывает в "новый мир", то приплывает он именно в Москву, которая ни лучше и ни хуже, а точно такая же - куцапая на слова и порой невнятная на поступки.

В сети фильм уже успели прозвать политическим, отталкиваясь от каких-то подчас умозрительных образов, мол, толстый гастарбайтер Евгений, подобно медведю Винни-Пуху застрявший между домами, это наш президент, а долговязый инженер, у которого явно не все в порядке с головой, - это, прости Господи, Пу (мне вот также про "Двенадцать" Михалкова рассказывали несколько лет назад, что это кино про Путина и Патрушева, которые Чечню пилят).  Есть и другая категория критиков, которые успели Хлебникова наречь молодым Балабановым, который страну родную не любит и только и может что грязь на нее лить. Глупо это конечно всё, хотя бы потому, что в шизофрении героев (а то, что сумасшедшие тут все, я надеюсь, сомнений нет) есть какое-то очарование, и не какое-то буржуазно-надменное, а именно искреннее. Простыми перемещениями камеры и односложными репликами героев Хлебников свои фильмом расчерчивает координаты духовности, которые кажутся чудовищно неверными, прочерченными детской несмышленой рукой. Нехитрым языком режиссер говорит, что помогать в этой стране могут лишь люди больные, из поколения хрущевских оттепелей и космических бумов. Только не очевидно, где начинается и заканчивается шизофрения инженера, умеющего сжигать врагов взглядом, - то ли в его желании почтить память тружеников завода, то ли в том, что эта самая память почитается выпеченными х**ми? Где в нашем обществе находится грань рационального эгоизма и социальной взаимопомощи, скатывающейся в юродство и сумасшествие? И если для нас эти понятия разделены уж совсем непролазным забором, то может и лечить надо нас?









Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments