3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in drugoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
drugoe_kino

Category:

"Утомлённые солнцем 2: Предстояние" (2010) Н. Михалкова



Продолжение знаменитого хита 90-х про подмосковные дачи, пионеров, сталинское дирижаблестроение, летнюю негу и предательство обернулось военным эпиком с неожиданно воскресшими героями. Создавая сиквел Михалков явно ориентировался на американское кино, в котором харизматичные герои и новаторские сюжетообразующие фортели кочуют из серии в серию. Но комдив Котов и его дочь Надя это не Бэтмен и Джокер, ни Гибсон с Гловером, и не Уивер и матка Чужого. Герои вполне чеховского по интонации фильма вдруг хватают в руки оружие, скачут среди разрывов снарядов и берут в плен языка. Пожалуй только в персонаже Меньшикова узнается прежний Митя, а Толстоганова неплохо изображает Марусю, некогда сыгранную Дапкунайте.
В остальном вторая серия - традиционное для советского кино повествование о фронтовых буднях. В отличии от большинства критиков меня не покоробила ни одна сцена в фильме (кроме, где деньги по всему экрану долго летают). Михалков в прекрасной форме, эпизоды сняты лаконично и выразительно. Так раздражающие всех исторические неточности прошли мимо (да и цитаты и советского кино тоже). Ну какая, в самом деле, разница если речь идет о художественном произведении - штрафбаты же были, а лагеря находились и в европейской части России. Сцена же с Надей, демонстрирующей прелести танкисту, показалась наиболее сильной. Юная обнаженная дева и павший воин среди огня, искореженного металла и руин переводят историю в разряд мифологического, библейского. Даже разговор с миной вполне объясним состояние аффекта у чудом выжившего человека. Единственное "но" - в фильме почти отсутствует кинематографическая образность, кинематографическая поэзия. "Утомлённые солнцем 2: Предстояние" сняты в формате телесериала, отсюда и отстутствие какого-либо интереса к серьезной драматургической разработке главных героев. Комдив Котов весь фильм отлично имитирует митьковские интонации. Остальные персонажи, вплоть до самых эпизодических, стараются также предстать простоватыми русскими мужичками и бабами, с непременными "чё", "ух, ты" и "ёпта". Михалков снял в этом смысле подлинно народное кино про инфантильных русских и их злое коммунистическое начальство. А война, а что война. Испытание посланное русскому народу возвращает ему базовые понятия, позабытые при проклятом Сталине: веру в бога, людское братство и комдива в виде скрывающегося в ядреной народной гуще царя.
Сценарий сиквела, пожалуй, самое слабое его место. Смотреть фильм также интересно, как три часа наблюдать за группой мужиков, пытающихся вытащить грузовик из деревенской грязи. Да, конечно, народные типажи и разговоры, красивая русская природа, словечки и отдавленные пальцы. Но что бы сочно воссоздать такое на экране - двух персонажей и громадной массовки мало. Прекрасный фильм Бондарчука "Они сражались за Родину" основывался на романе Шолохова, на экране царил блистательный разнохарактерный актерский ансамбль - Тихонов, Бурков, Шукшин, Никулин, Мордюкова, а снимала всё это камера Юсова. Именно такой рецепт лежал в основе всех наших лучших фильмов о войне. Показывать же популярного актера в отдельности на пять минут и нанизывать подобные эпизоды один за другим как-то нелепо. В результате фильм, цепляющийся за историю 15-летней давности, справедливо не был принят массовым зрителем. Прокат же на Западе будет еще провальнее - картина состоит из эпизодов мало задевающих за живое иностранного зрителя, не имеющего хорошего знания быта и жизни в советском обществе. Сценарная структура как шрапнелью исполосована флэшбеками и флэшфорвардами, требующими внимания и знания дат даже у русского. Общечеловеческие ценности, не смотря на общий сюжет про отца и дочь, хорошо выражены только в сценах нападения немцев на мост и санитарный корабль. Ну может еще цитаты из "Челюстей" с ранеными в воде опознают.
Но не будем думать, что Михалков исключительно воспевал подвиг советского народа. Чувствуется, что правительством нашей страны ему были поставлены и задачи идеологического характера. Прежде всего показать как при коммунистах народ народ был запуган и лишен нормальной жизни. Первая треть фильма - жесткий сталинский триллер с расстрелами заключенных, писающимися при виде энкавэдешника пионервожатыми, непременно перекошенными лицами в предвкушении 58-й статьи. И, конечно же, демонический товарищ Сталин, играющий с подчиненными в кошки-мышки. Сын автора гимна СССР и сам опытный царедворец Михалков точно передает нюансы отношений с начальством, способным загнать на Колыму и поставить к стенке. В этом плане вступительные эпизоды - отличное пособие на данную тему. Военные сцены Михалков снимает в ином ключе. Ужас и разрушение приходят в мирную жизнь, где надо ценить как самое-самое святое, каждый лучик солнца, каждую травинку, каждый поцелуй близкого человека и ключи от новой квартиры. То, что эта же самая мирная жизнь сопровождалась идеологическим диктатом и террором как бы находится в другой совершенно плоскости. Коммунисты с террором отдельно, залитые солнцем русские поля отдельно. И это не удивительно - эпоха сталинских репрессий 60 лет как канула прошлое. Вместо индустриализации правящая партия качает нефть и распихивает валюту по карманам. Простому же российскому человеку она лишь может напомнить о страхе репрессий, ужасах войны и предложить наслаждаться солнцем, воздухом и речной водичкой. Мало? А 37-й год и 41-й давайте вам ещё напомним. Никита Сергеич, заряжайте пленку.
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →