Варвара Ухорская (kinouho) wrote in drugoe_kino,
Варвара Ухорская
kinouho
drugoe_kino

Categories:

Апичатпонг Веерасетхакул. Тропическая болезнь | Sud pralad

Апичатпонг ВеерасетхакулСреди каннских конкурсантов особые надежды возлагались на тайского режиссера с труднопроизносимым именем Апичатпонг Веерасетхакул и его фильм "Дядюшка Бунми, который мог вспомнить свои прошлые жизни".
Канн его любит и привечает, в 2002 году был награжден призом "Особый взгляд" его фильм "Благословенно ваш", в 2004 – "Тропическая болезнь" получила приз жюри.
В прошедшем году, подводя итоги первого десятилетия нового века,  сразу несколько авторитетных киноведов и кинокритиков мирового масштаба написали о нем статьи и целые книги, занесли его имя в табель о рангах чуть ли не под первым номером, так что пора учить: А-ПИ-ЧАТ-ПОНГ  ВЕ-Е-РА-СЕТ-ХА-КУЛ.

Пока суд да дело, (пока каннское жюри судит и рядит), вспомним лучшие фильмы режиссера, вот эту самую "Тропическую болезнь" 2004 года, к примеру. Это тем более интересно, что именно в ней очень многие теоретики кинопроцесса видят не только квинтэссенцию творческого метода тайского режиссера, но и в самом этом творческом методе – магистраль арт-хауса третьего тысячелетия, такой артхаусный мейнстрим. Так что по этой капле  можно судить о море. Ну, что можно сказать?


Сначала – хорошие новости: это очень неагрессивное кино. То есть, учитывая и поп-культуру, и арт-хаус последнего времени, просто на удивление все обошлось без поножовщины и кровопролития.
Дальше: это очень неспешное кино. Никакого бешеного калейдоскопа кадров, линий, тем и героев. Героев мало, двигаются они хоть и в неизвестном направлении, но так медленно, что отстать от них нет никакой возможности.

Плохая новость: никакого движения сюжета тоже не предполагается. Новость была плохая, но предсказуемая: арт-хаусные взгляды на кино, конечно же, выше всякой там пошлой драматургии и внятной истории. Это уже отработанный материал, годный только на клепание жалких поделок для плебса. А вот такие, вялотекущие и несвязные потоки … сознания – вот ты поди их уложи все-таки в ритм… и заставь кого-нибудь досмотреть до конца… вот это будет настоящее искусство!

Апичатпонг Веерасетхакул. Тропическая болезнь | Sud praladЧем творение Веерасетхакула, которое можно описать таким образом, отличается от всех прочих фильмов, которые можно описать подобным образом? Ну, например, его сугубо этнографическим колоритом… Это, вроде бы,  тоже не штука! Но тут, ребята, колорит колориту рознь. Одно дело – русский, или там – румынский колорит. Забавно, конечно, но получается какая-то недоделанная Европа. А тут – тайские джунгли! Или – город, тоже о-чень сильно отличающийся от привычного  – в силу национальных особенностей.

Веерасетхакул не сильно напирает на национальные особенности, на красоту, мощь и загадочность джунглей… Он вообще ни на что сильно не напирает. И этим силен. В строгом соответствии со своими буддистскими традициями. Он не напирает на гомосексуальные отношения своих персонажей… Не напирает на мистическую сторону происходящего… Так, естественным образом все это присутствует в кадре. "Но без напряжения. Без напряжения".

Единственная четкость, которой нас удостаивает режиссер, так это четкое разделение фильма на две части: с помощью титров, выполненных прекрасной тайской вязью, вы безошибочно заметите, где закончилась одна… часть… историей ее все-таки назвать трудно… и где началась вторая. И в той, и в другой в центре внимания – два молодых мужчины, оказывающих друг другу недвусмысленные знаки внимания. Первые – просто нежно дружат. Вторые – ищут друг друга и сражаются друг с другом. И вообще один из них – тигр. Иногда. Ну, вот и все.

Из первой части можно немного узнать о том, как живет простой тайский город. Хорошо. Медленно и спокойно.
Из второй – как там, в тайских джунглях. Главное: тихо. Так как один герой постоянно преследует другого, и делает это по возможности скрытно, то он старается не шуметь. А больше там шуметь некому. Вот и получается – минут сорок вы в совершенной тишине вместе с героем охотитесь… непонятно за кем. В очень зеленых джунглях. Которые, конечно же, можно счесть дебрями подсознания. Или архаической прародиной человечества. Что угодно придумать можно, благо времени на раздумья предостаточно: новая информация с пленки поступает в мозг настолько медленно, что, чтобы не заснуть, мозг должен усиленно обрабатывать этот голодный паек и генерировать интерпретации.

Одним словом, чем меньше работает режиссер, сценарист и актеры – тем больше свобода для маневра ума зрителя. И он, зритель, становится не потребителем – историй, идей, парадигм, как это бывает с обычным фильмом, а, как бы, – соавтором, сотворцом.
За что, вероятно, критики и  любят творчество Апичатпонга Веерасетхакула.

Тропическая болезнь | Sud pralad: Германия, Франция, Италия, Таиланд - 2004

Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments