alt_ern (alt_ern) wrote in drugoe_kino,
alt_ern
alt_ern
drugoe_kino

Categories:

«Пределы контроля» - Джим Джармуш

«Пределы контроля». Новый фильм Джармуша после «Сломанных цветов». Три года режиссер находился в путешествии, о котором решился поведать нам. Не заметить страсть к использованию путешествия в качестве одной из главных составляющих повествования просто невозможно. Будь то «Таинственный поезд», «Ночь на Земле», «Мертвец» или те же «Сломанные цветы». В новой картине символ странствия обретает новое качество.

«Вы говорите по-испански?». Действие фильма происходит в незнакомой для главного героя стране – в Испании. Тем не менее, он чувствует себя более чем комфортно. Этому способствуют регулярные йогические упражнения, которые путешественник не забывает выполнять независимо от того, в какой бы ситуации или обстоятельствах он ни находился. Кроме того, он знает куда направляется, что ему нужно сделать и каков его маршрут. Сложно поверить в то, что он в этих местах никогда не бывал. Взвешенная молчаливость, отказ от использования оружия и красивый костюмчик прибавляют баллы к статусу – товарищ очень уверенно держится. Наверное, профессионал…

«А вы случайно не интересуетесь <музыкой/кино/живописью/наукой>?» По пути ему встречаются самые разные люди, направляющие в нужном направлении и дающие информацию, которая ему необходима, попутно развлекая краткими историями о музыке, кино, живописи, науке. Всё тщательно спланировано. Кем? Тем, наверное, кому наш странник постоянно заказывает вторую чашку кофе. Но. Замечательная особенность состоит в том, что все что ни сказано, сделано или увидено во время путешествия не остается незначительным фактом или обстоятельством. События из потенциальности в виде образов и слов вскоре превращаются в актуальность. И, несмотря на отсутствие целостной причинно-следственной связи, наш странник нисколько этому не удивляется. Более того, всё это составляет канву плана по достижению намеченной цели – будь то поход в музей, прослушивание музыки или случайный визит на репетицию постановки в маленькую уютную испанскую кафешку.

«Включил воображение». Совершенно чудесным, непостижимым образом цель оказывается достигнутой. Также непостижимо преступник оказывается неуловимым для расправы. Но если в других фильмах создатели сосредоточились бы на спецэффектах и поворотах сюжета, доказывающих ловкость и смекалку наемника, Джармуш сознательно этот момент опускает, указывая на трансцендентность того, чему мы стали свидетелями.

«Среди нас есть те, кто не с нами». При встрече с одним из посыльных, поклонником живописи, высказывается мнение о том, что современная богема не может по праву так называться, хоть среди них и встречаются достаточно талантливые персоны. И если попытаться чуть глубже проникнуть в смысл фразы, то «теми, кто не с нами» окажутся те, кто не является истинным служителем искусства. Спотыкаясь на том, что у нас нет эталона для определения такой истинности/ложности, мы упираемся прямо лбом в ответ, который приготовил нам режиссер в развязке: истинный служитель искусства тот, чьи результаты творчества трансцендентны.

«Жизнь ничего не стоит». Джармуш воспевает гимн свободе творчества, искусству во всех его проявлениях при этом самоутверждаясь через своего героя – ведь такое путешествие совершает каждый творческий человек. Кроме того, это путешествие – жизненный цикл, который проходит любое произведение искусства независимо от конечной формы. Но. Материализуя трансцендентное, автор сознательно идет на убийство прежнего мироустройства, делает бескомпромиссный выпад в сторону общепринятых форм сознания. Жизнь в предыдущей своей форме «ничего не стоит». И расправу нужно совершить исключительно голыми руками. Иначе вторичность результатов творчества будет неизбежной, а значит и авторство в итоге можно поставить под сомнение. Поэтому «ни пистолетов, ни мобильного, ни секса…»

«Тот, кто считает себя важнее других, тому место на кладбище». Стоит признать, что истинно творческая жизнь – не такое уж простое дело. Нужно верить в себя для того, чтобы иметь смелость говорить именно то, что хочешь сказать. Джармушу однозначно нельзя похвастаться тем, что его фильмы все понимают однозначно (если вообще понимают). И это, на самом деле, первое, о чем он громче всего и настойчивей всего кричит устами героев с экрана. Чувствуется усталость и отчаяние от непонимания, но, вместе с тем, и отчаянное желание сказать свое слово.

Фильм очень порадовал. Кроме продуманной композиции и правильной расстановки нужных маркеров для понимания увиденного, можно отметить удачную музыкальную составляющую в виде пост-роковых бекграундов в ключевых моментах фильма. На киноцитаты Джармуш тоже горазд, в этом мы не сомневались. И как бы фильм не критиковали за скучность, нужно отметить, что глубина саспенса соответствует важности поднятой режиссером темы. Видимо, не зря так получается, что часто весомое слово киносоздателю удобнее говорить именно в форме вялотекущего, эмбиентного повествования. И Джармуш, как по мне, это слово сказал.
Tags: Джим Джармуш
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments