Фильм снимался на реальных площадках: в квартире режиссера, прямо на улицах и в станциях метро Нью-Йорка, без оцепления и согласования с властями, так что кому-то из помощников режиссера все время приходилось стоять «на стреме». Когда-то мне пришлось участвовать в подобном эксперименте, решать довольно прихотливую кинематографическую задачу (стилизацию под кино 20-х годов) при отсутствии денег. Это почти невыносимо, требует невероятных усилий, на грани возможностей психики и организма.
Я смотрю этот «отчаянный» фильм и меня преследует почти мистическое ощущение, что где-то рядом мелькают тени Эзенштейна, Вертова, раннего Бунюэля (когда он делал фильмы с Дали). Черно-белая картина, сделанная режиссером-дебютантом в конце 90-х, словно является иллюстрацией к теории «монтажа аттракционов».
Сюжет? Он вовсе не выглядит оригинальным – полным-полно фильмов о безумных математиках. Герой картины Макс ищет цифровой код для разгадки системы колебания стоимости биржевых акций. Эти исследования сталкивают его то с финансовые спекулянтами с Уолл-Стрит, то с фанатиками хасидами, и, в конце концов, приводят к безумию… за которым следует перемена взгляда на мироздание и на самого себя.
Фокус в том, что при отсутствии бюджета, Аронофски сделал картину, которая не выглядит художественно беспомощной, типично «студенческой», более того, фильм стал своего рода эмблемой американского независимого кино на рубеже веков.
Community Info