Второй полнометражный фильм знаменитого португальского режиссера. Молодой гастарбайтер Лио (Банколе) из Кабо-Верде (Острова Зеленого Мыса) падает на стройке в Лиссабоне. После того как в больницу приходит анонимный чек с его родины, находящегося в коме Лио в сопровождении медсестры Марианы (Медейрос) отправляют домой. Самолет высаживает медсестру и носилки с больным в пустынной местности и обещает вернутся через неделю. Случайно встреченный местный житель доставляет их в местную больницу. Природа Кабо-Верде представляет собой сухие щебенистые нагорья, именуемые еще "лунным пейзажом" из-за скудной растительности и выбросов лавы. Острова - бывшая колония, место ссылки политзаключённых португальской хунтой. В самом начале фильма Кошта показывает документальные съемки извержений вулканов и скупые на мимику суровые лица местных жительниц.
Из-за комы Лио обычно принято интерпретировать фильм в связи с "Я гуляла с зомби" (1934) Турнера. А по словам самого Кошты он о возвращении живого в мир мертвых (http://kinote.info/articles/146-dom-lavy-pedro-koshta).
Но вообще-то перед нами лав-стори. Измученная городской жизнью и одиночеством медсестра влюбляется в спящего красавца. Подобно героине "Коротких встреч" (1967) Муратовой она начинает по настоящему узнавать о нем только соприкоснувшись с миром в котором он живет. Да и весь образ главной героини - импульсивной, действующей по велению чувств, способной на решительные поступки - во многом опирается на кинематограф 60-х годов, фильмы Бунюэля, Брессона и Антониони.
Самое главное, что удалось Коште в этом фильме - показать как первоначальное впечатление от некой реальности может с течением времени трансформироваться до совершенно противоположного. Зритель буквально сам проживет эту неделю вместе с Марианой - привыкнет к местным ландшафтам, узнает о жизни местного населения. Тут у фильма много общего с "Клуб Буэна Виста" (1999) Вендерса и "Человеком из Арана" (1934) Флаэрти. Группа музыкантов исполняет душевные национальные мелодии, которые в полной мере отражают внутреннюю печаль и несгибаемость характеров перед судьбой жителей островов. Нищета, социальный тупик, суровость природы - и в тоже время сплоченность общины, внутреннее достоинство ее членов.
Невротичная горожанка сталкивается с людьми с гораздо более сложными судьбами. Полная солнечного тепла и воздуха гористая природа Кабо-Верде излечивает ее физически. Но окончательное слово в отношениях с Лио, человеком из другого социума все-таки должно остаться за ней самой - и тут становится понятно, где проходит черта между внешними обстоятельствами и личным выбором человека, способностью контролировать себя.
Основная фабула фильма - противопоставление человека неосознающего, человеку чувствующему и отдающему себе отчет. Невротичность и отчужденность жизни в постиндустриальном обществе - духовной связи с природой и коллективизму. Жесткость социальность тисков оказывается более травматичной, чем сама природа. Медлительный ритм фильма, неторопливость диалогов, медитативность и статичность мизансцен полностью соответствуют задаче режиссера погрузить нас в ощущения деревенской жизни, допромышленной эпохи.








Community Info