3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in drugoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
drugoe_kino

Categories:

Дом из лавы / Casa de Lava (1994) П. Кошты




Второй полнометражный фильм знаменитого португальского режиссера. Молодой гастарбайтер Лио (Банколе) из Кабо-Верде (Острова Зеленого Мыса) падает на стройке в Лиссабоне. После того как в больницу приходит анонимный чек с его родины, находящегося в коме Лио в сопровождении медсестры Марианы (Медейрос) отправляют домой. Самолет высаживает медсестру и носилки с больным в пустынной местности и обещает вернутся через неделю. Случайно встреченный местный житель доставляет их в местную больницу. Природа Кабо-Верде представляет собой сухие щебенистые нагорья, именуемые еще "лунным пейзажом" из-за скудной растительности и выбросов лавы. Острова - бывшая колония, место ссылки политзаключённых португальской хунтой. В самом начале фильма Кошта показывает документальные съемки извержений вулканов и скупые на мимику суровые лица местных жительниц.
Из-за комы Лио обычно принято интерпретировать фильм в связи с "Я гуляла с зомби" (1934) Турнера. А по словам самого Кошты он о возвращении живого в мир мертвых (http://kinote.info/articles/146-dom-lavy-pedro-koshta).
Но вообще-то перед нами лав-стори. Измученная городской жизнью и одиночеством медсестра влюбляется в спящего красавца. Подобно героине "Коротких встреч" (1967) Муратовой она начинает по настоящему узнавать о нем только соприкоснувшись с миром в котором он живет. Да и весь образ главной героини - импульсивной, действующей по велению чувств, способной на решительные поступки - во многом опирается на кинематограф 60-х годов, фильмы Бунюэля, Брессона и Антониони.
Самое главное, что удалось Коште в этом фильме - показать как первоначальное впечатление от некой реальности может с течением времени трансформироваться до совершенно противоположного. Зритель буквально сам проживет эту неделю вместе с Марианой - привыкнет к местным ландшафтам, узнает о жизни местного населения. Тут у фильма много общего с "Клуб Буэна Виста" (1999) Вендерса и "Человеком из Арана" (1934) Флаэрти. Группа музыкантов исполняет душевные национальные мелодии, которые в полной мере отражают внутреннюю печаль и несгибаемость характеров перед судьбой жителей островов. Нищета, социальный тупик, суровость природы - и в тоже время сплоченность общины, внутреннее достоинство ее членов.
Невротичная горожанка сталкивается с людьми с гораздо более сложными судьбами. Полная солнечного тепла и воздуха гористая природа Кабо-Верде излечивает ее физически. Но окончательное слово в отношениях с Лио, человеком из другого социума все-таки должно остаться за ней самой - и тут становится понятно, где проходит черта между внешними обстоятельствами и личным выбором человека, способностью контролировать себя.
Основная фабула фильма - противопоставление человека неосознающего, человеку чувствующему и отдающему себе отчет. Невротичность и отчужденность жизни в постиндустриальном обществе - духовной связи с природой и коллективизму. Жесткость социальность тисков оказывается более травматичной, чем сама природа. Медлительный ритм фильма, неторопливость диалогов, медитативность и статичность мизансцен полностью соответствуют задаче режиссера погрузить нас в ощущения деревенской жизни, допромышленной эпохи.

















Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment