desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

VII Международный кинофестиваль документального кино «Docudays UA»

ЭКРАН ТРЕВОГИ

7.18 КБ

В Киеве прошел VII Международный кинофестиваль документального кино о правах человека «Docudays UA».
«Дни документального кино о правах человека» (старое название фестиваля) обычно проходили не слишком заметно. Дело даже не в существовании более мощных или более известных конкурентов наподобие «Контакта», «Открытой ночи» или «Молодости», а в самом формате. «Дни» по своему изначальному замыслу — странствующий обзор правозащитных фильмов, аналогичный таким же акциям в разных странах Европы. Долгое время фестиваль оставался скорее внутрицеховым мероприятием для правозащитников и журналистов, пишущих на соответствующую тематику. Акцент делался именно на общественном аспекте: у кино было функциональное, прикладное предназначение скорее как у средства борьбы, чем как у искусства.
Ситуация начала меняться в позапрошлом году. Расширился круг организаторов, нашлись спонсоры. Один из самых важных шагов — учреждение творческого конкурса, куда берут неигровые ленты, не связанные напрямую с темой правозащиты. Более того, появились возможности приглашать гостей из-за границы — режиссеров и продюсеров фильмов, представленных в конкурсах. Таким образом, «Docudays UA» по существу превратился в полноправный форум кинодокументалистики, заполнив нишу, опустевшую после свертывания «Контакта».
Фильмом, открывающим фестиваль, стала лента «Кролики по-берлински» — номинант последнего «Оскара» в категории «лучший короткометражный неигровой фильм». Это изумительная смесь сатиры, драмы и экологического исследования. История не только Берлинской стены, но и всей Германии, разделенной на два государства, показана через судьбу кроликов. Наблюдение за популяцией зверьков и язвительные комментарии, архивные съемки событий около границы и кадры из жизни кроликов соединены остроумно и точно.
Правозащитные просмотры были отмечены несколькими содержательно острыми премьерами. В первую очередь это, конечно, победитель конкурса, номинант «Оскара» в категории «лучший полнометражный неигровой фильм» «Бирма VJ — репортаж из закрытой страны» (режиссер Андерс Эстергорд, Дания) — о подпольной сети видеожурналистов, которые, рискуя собственной жизнью и свободой, снимали и отправляли за границу репортажи о народном восстании в Бирме осенью 2007 года. Материал говорил сам за себя: сама работа тех людей настолько опасна, что весь фильм смотришь не отрываясь, словно захватывающий триллер. Эстергорд без каких-либо рефлексий или авторских комментариев сосредоточивается только на повествовании главного героя, организатора подпольной видеосети; тем самым режиссеру удается показать, что и сегодня в мире есть немало мест, где уже само появление с камерой на улице во время демонстрации равносильно настоящему гражданскому подвигу.
Напряженность несколько иного сорта господствовала в зале, когда состоялась мировая премьера биографической картины «Любите меня, пожалуйста!» (Валерий Балаян, Россия). Фильм посвящен уроженке Украины, журналистке Анастасии Бабуровой, убитой вместе с известным адвокатом Станиславом Маркеловым в прошлом году нацистами. Балаян не только включил в фильм архивную съемку детских лет Насти, но и рассказал о ее жизненном выборе, показал обстоятельства, приведшие к трагедии — разгул и безнаказанность неонацистов в России, попустительство власти, фактическое ангажирование экстремистов путинским режимом. Включенные в ленту нацистские интернет-ролики, заставляют просто вздрагивать от отвращения. До последнего момента были опасения, что в зале есть наши доморощенные единомышленники Настиных убийц, которые попробуют сорвать показ. К счастью, обошлось без неприятностей. Безусловно, благодаря работе Валерия Балаяна немало людей теперь узнают и о сегодняшней опасности нацизма, и о настоящих героях нашего времени — таких, как Станислав и Настя.
Немало интересных лент в правозащитной категории посвящены тем или иным сообществам. «Отель Сахара — в поисках рая» (Беттина Хаасен, Германия) — здесь объединены импрессионистической манерой режиссера грустные исповеди нескольких нелегальных мигрантов-африканцев, стремящихся пробраться в Европу. «Дипломат» (Дана Горен, Израиль) посвящен судьбам репатриантов из бывшего СССР, застрявшим в некогда фешенебельной израильской гостинице. «Граница» (Ярослав Войтек, Словакия) снята в селе, разрезанном по живому украино-словацкой границей. Еще один фильм на тему границы — «С девяти до пяти» израильтянина Даниеля Галя — получил диплом правозащитного жюри: здесь идет речь о палестинских безработных, вынужденных, рискуя жизнью, каждый вечер нелегально пробираться через защитную стену в Израиль, чтобы заработать хоть какие-то деньги. «Наши» (Дая Кахен, Нидерланды) — документальная сатира о современном русском «комсомоле» — движении юных путинистов «Наши». Немного в стороне здесь стоит «Стирая Дэвида» (Дэвид Бонд, Великобритания) — захватывающая и местами даже жуткая киноисповедь режиссера, попытавшегося на месяц укрыться от любых форм государственного контроля. Более лиричные интонации присущи русской ленте «Саня и Воробей» (диплом правозащитного жюри режиссеру Андрею Грязеву) — трогательной, невзирая на обилие нецензурной лексики, истории двух работяг, взрослого ворчуна Сани и юного нищего Воробья.
А зрительский приз достался фильму-портрету — короткометражке «Футбольный отец». Польский режиссер Михал Йозвяк показывает один день из жизни незрячего парня, который, невзирая на свою инвалидность, является массажистом и фанатом футбольного клуба «Видзев», а также замечательно справляется с воспитанием маленького сына.
В творческом конкурсе больше ценится формальный поиск, полнокровность отдельных характеров. Здесь, что особенно приятно, победителем стал отечественный «Мама умерла в субботу на кухне». Этот дебютный фильм молодого киевского документалиста Максима Васяновича является историей жизни отца режиссера, которую сам Максим рассказывает за кадром. Папа Максима — работник провинциальной филармонии — в молодости больше всего стремился стать дирижером симфонического оркестра, но отказался от карьеры, уже открывшейся для него, ради семьи.
Максим неспешно рассказывает о своих родителях, монтирует кадры из домашнего архива. Кульминацией должна быть сцена взлелеянного в мечтах дирижирования. Однако уже где-то посреди фильма появляются новые акценты, постепенно — благодаря непроизвольным признаниям рассказчика, едва заметным визуальным и монтажным акцентам, атмосфере отдельных эпизодов — становится ясным, что это история самого режиссера. Точнее, это повествование о том, как становятся художниками, какую цену за это платят. И вообще, о том выборе между жизнью и искусством, который каждый человек, независимо от возраста или пола, делает наедине со своей совестью.
Собственно, в ленте идет речь о двух выборах — первый, родителей, в далеком прошлом; а за тем выбором, который суждено было сделать самому режиссеру, мы наблюдаем в настоящий момент, и это привносит в картину, особенно ближе к развязке, серьезное внутреннее напряжение. В сущности, Максим Васянович пытается сам себе ответить на вопрос: что он делает в кино, зачем он здесь? Эта искренность художника — его честность, в первую очередь, с самим собой — чуть ли не самая ценная черта фильма. Впрочем, благодаря остальным составляющим — операторской, сценарной, постановочной — «Мама умерла в субботу на кухне» может считаться зрелым, профессионально выполненным произведением, а также лишним доказательством того, что отечественная документальная школа чудом сохранилась на безусловно европейском уровне.
Одним из главных претендентов на награду в творческом конкурсе был также «Рене» (Хелена Тржештикова, Чехия). Это рассказ об истории жизни Рене, которая фиксировалась на пленку, с тех пор, как ему исполнилось семнадцать. Тржештикова (кстати, была министром культуры в посткоммунистической Чехии) проявила настоящую интуицию документалиста, избрав этого парня объектом многолетних съемок. Он оказался в одинаковой мере одаренным и в своей предрасположенности к нарушению законов, и... в склонности к писательскому труду. Режиссер снимала его мытарства между отсидками и краткими периодами жизни за пределами тюремных стен, начиная с еще коммунистических времен и вплоть до конца 2008 года: герой, уже больной 37-летний мужчина, — бывалый зек, и в то же время признанный автор двух книжек биографической прозы. По целостности сюжета, верно найденной авторской интонации, точности в изображении героя «Рене» приближается к художественному кинематографу.
Сближение с игровым жанром, так или иначе, ощутимо в тех картинах, которые по мастерству режиссуры, целостности драматургии, оригинальности визуальных решений выходят за сугубо документальные границы. Так, «Любовь на расстоянии» (режиссер Магнус Герттен, Швеция) из репортажа о жизни малоимущего киргизского рабочего превращается в настоящую социально-лирическую драму о бедности, любви и разлуке; местами даже трудно поверить, что это съемки реальных людей.
А македонский «Плати и женись» (режиссер Атанас Георгиев, Премия имени Андрея Матросова, диплом жюри творческого конкурса), российский «Долгая дорога домой» (Александр Горелик, спецприз Национального союза кинематографистов Украины) и израильский «Худшая компания в мире» (режиссер Регев Контес, награда от студенческого жюри) иначе чем документальными комедиями не назовешь, правда, по различным причинам.
«Долгая дорога домой» — это просто 15 минут, снятых нон-стоп в русской глубинке: несколько мужиков с матерком, проклятиями и активными жестами пытаются запустить двигатель маленького трактора, тянущего прицеп с односельцами. В кадр попадают странные персонажи с нетрезвыми исповедями. Дети качаются на качели. Кто-то семенит в магазин. Потом из магазина. Разъяренная девушка гоняет очередного алкаша. Наконец двигатель заводится, и транспортное средство благополучно отправляется. За четверть часа режиссер сделал, в сущности, панорамный срез русской – и вообще постсоветской - жизни.
«Плати и женись» — это веселая и залихватски сделанная лента о двух балканских авантюристах, пытающихся заполучить гражданство ЕС посредством фиктивного бракосочетания. И смешно, и грустно — просто как в фильмах Кустурицы лучшего периода. Разделенный мир и социальное неравенство превращают миллионы людей в странных Фигаро, просто вынужденных прибегать к невероятным трюкам, лишь бы только жить в достойных условиях.
«Худшая компания в мире» — это, скорее, семейная комедия. Режиссер фильма снял ее о бизнесе своего отца. Контес-старший руководит страховой компанией, в которой, кроме него, работает еще двое таких же, как он упитанных бородачей в очках. Впрочем, работают — это слишком громкое слово, они просто хорошо проводят время в компании друг друга. Режиссер на правах сына пытается навести порядок в убыточном бизнесе, но быстро понимает, что дело тут совсем не в бизнесе, что важны не доходы, а человеческие отношения, которые пожилые шутники ценят намного больше денег.
Наиболее сложной по форме стала работа финского режиссера и строителя Юкки Каркаинена «Гостиная нации» (диплом творческого жюри). Это — практически не связанные друг с другом шесть фрагментов, снятых неподвижными камерами в разных финских гостиных. Здесь нет особо острых, ярких событий, это просто протекание будней — изо дня в день, это попытки очень разных по темпераменту, финансовому состоянию, семейному положению людей как-то наладить свои жизни. Эффект художественности просто поразительный; герои максимально естественны и потому все сказанное ими воспринимается как лучшая игра; их жизни не пересекаются, однако смысл проявляется как раз в этом параллелизме, в неподвижности камеры; в сущности, главный герой фильма — это пространство, эта гостиная нации, объединяющая всех, однако оставляющая каждому достаточно одиночества. По своим характеристикам фильм приближается к арт-хаусной драме.
Это далеко не все достойные внимания картины, показанные во время «Docudays UA». Несомненно, теперь у нас есть действительно представительный весенний фестиваль документального кинематографа. Хотелось бы, чтобы он развивался дальше — как количественно, так и качественно, чтобы активнее включился в международный фестивальный календарь; ведь документалистика — это, кажется, единственная отрасль киноиндустрии, которую мы не потеряли окончательно, а «Дни документального кино» дают нашим неигровикам возможность для действительно полноценной жизни.

Дмитрий Десятерик
Кадр из фильма «Бирма VJ — репортаж из закрытой страны»
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments