?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Город жизни и смерти (Лу Чань, 2009)
kamenez wrote in drugoe_kino
   В оригинале название фильма китайского режиссера Лу Чуаня "Nanking! Nanking!" звучит менее пафосно и более выразительно, чем адаптированное европейское "The City Of Life And Death".

   Сюжетной основой фильма служат известные события японо-китайской войны 1937-1945 годов. В конце 1937 года японские войска вторглись во временную столицу Китайской Республики город Нанкин, уничтожив самыми изобретательными  способами более 300 тысяч жителей. Джон Рабе, глава немецкой дипломатической миссии в Нанкине, пользуясь своим положением, давал кров и защиту на подведомственной ему территории тысячам китайцев  до тех пор, пока не был отозван своим правительством в Германию. Он и его секретарь являются одним из центров повествования, все время меняющем свой фокус с китайской стороны на японскую и обратно.

   Черная-белая картинка усиливает эффект присутствия, однако Лу Чуаню удалось избежать соблазна превратить фильм в документальную хронику "изнасилования Нанкина". Китайский режиссер пользуется общечеловеческим набором средств истребления себе подобных - закапывание и массовое сожжение еще живых людей, расстрел. В общем, ничего нового в этом смысле для подкованного в вопросе европейского зрителя нет.  Исторические же хроники гораздо более красноречивы. Соревнования, кто из японских солдат быстрее наберет определенное количество жертв, 80 тысяч изнасилованных женщин всех возрастов и прочие жуткие зверства. 

Так сложилось, что порог терпимости к насилию в восточных культурах гораздо выше европейского. Думаю, китайскому режиссеру простили бы куда более густые краски, но он не стал ими злоупотреблять, сконцентрировавшись на другом.

   Война в его изображении предстает довольно бессмысленным зрелищем. Гражданским жертвам, ополченцам, детям, воюющим наравне со своими отцами-братьями, несчастным женщинам Лю Чуань сочувствует, как и положено всякому гуманисту. Интереснее взгляд со стороны японских солдат.

   На примере одного из них показано, как убивая и насилуя, они совершают путешествия к глубинам своего архаического начала, требующем сильных, общих, массовых эмоций, безудержного насилия и неистовства. Пройдя через все что полагается настоящему захватчику, убийства раненых, надругательства над женщинами, он достигает дна своей личности, откуда уже не в силах вернуться. Апогеем становится ритуальный танец на улицах поверженного города. После него он отпускает двух чудом выживших после расстрела китайцев, отходит в сторону и кончает с собой выстрелом в висок.

   Кино, в котором нет героев и не воспета война, даже Джон Рабе выглядит жалким и бессильным на фоне восторжествовавшего хаоса. Кино примечательное не только мастерской операторской работой, которая делает каждый черно-белый кадр достойным хорошей фотогалереи, кино замечательное авторской интонацией, очень неожиданной именно для китайского режиссера. Кино, вызывающее неприятие на начальном дорациональном уровне к любым формам насилия, войны и массовых эмоций.




promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Китайцы как то последнее время прям радуют. И "Конфуций" тебе и "Маленький большой солдат".

Другой фильм про Нанкин "Черное солнце: Бойня в Нанкине", 1995г., реж. Тун Фей Моус.

И то, и другое - сомнительные, мягко говоря, достижения.

Так на вкус и цвет, как говорится.

Если придираться, то в оригинале Nanjing, а не Nanking, режиссера зовут Лу Чуань, а Рабе на самом деле Йон, потому как немец. Но вообще спасибо, хороший фильм.

В заголовке досадная описка, "Nanking" было написано в рецензии Синематеки, http://www.cinematheque.ru/post/142467, Рабе Йона назвал Андрей Плахов в Weekend, http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1327717. Виноват, что не проверил по другим источникам, но все равно спасибо за дельные замечания.

(Deleted comment)
Он не устал, он больше не может жить с Этим.
Интересно, почему никто из комментировавших не заметил в фильме значительную сюжетную/психологическую линия о любви? Она даёт намёк на переживания героя...

Недавно смотрел. Кино отличное, но очень тяжелое.

Спасибо за наводку! Надо смотреть.

Насилие для восточной культуры - одно из определяющих начал. По крайней мере для кинокультуры абсолютно точно. Я уже потерял надежду, что кто-то сможет раскрыть его глубже Ким Ки-Дука, но вдруг всё-таки повезёт.

  • 1