kamenez (kamenez) wrote in drugoe_kino,
kamenez
kamenez
drugoe_kino

Categories:

Город жизни и смерти (Лу Чань, 2009)

   В оригинале название фильма китайского режиссера Лу Чуаня "Nanking! Nanking!" звучит менее пафосно и более выразительно, чем адаптированное европейское "The City Of Life And Death".

   Сюжетной основой фильма служат известные события японо-китайской войны 1937-1945 годов. В конце 1937 года японские войска вторглись во временную столицу Китайской Республики город Нанкин, уничтожив самыми изобретательными  способами более 300 тысяч жителей. Джон Рабе, глава немецкой дипломатической миссии в Нанкине, пользуясь своим положением, давал кров и защиту на подведомственной ему территории тысячам китайцев  до тех пор, пока не был отозван своим правительством в Германию. Он и его секретарь являются одним из центров повествования, все время меняющем свой фокус с китайской стороны на японскую и обратно.

   Черная-белая картинка усиливает эффект присутствия, однако Лу Чуаню удалось избежать соблазна превратить фильм в документальную хронику "изнасилования Нанкина". Китайский режиссер пользуется общечеловеческим набором средств истребления себе подобных - закапывание и массовое сожжение еще живых людей, расстрел. В общем, ничего нового в этом смысле для подкованного в вопросе европейского зрителя нет.  Исторические же хроники гораздо более красноречивы. Соревнования, кто из японских солдат быстрее наберет определенное количество жертв, 80 тысяч изнасилованных женщин всех возрастов и прочие жуткие зверства. 

Так сложилось, что порог терпимости к насилию в восточных культурах гораздо выше европейского. Думаю, китайскому режиссеру простили бы куда более густые краски, но он не стал ими злоупотреблять, сконцентрировавшись на другом.

   Война в его изображении предстает довольно бессмысленным зрелищем. Гражданским жертвам, ополченцам, детям, воюющим наравне со своими отцами-братьями, несчастным женщинам Лю Чуань сочувствует, как и положено всякому гуманисту. Интереснее взгляд со стороны японских солдат.

   На примере одного из них показано, как убивая и насилуя, они совершают путешествия к глубинам своего архаического начала, требующем сильных, общих, массовых эмоций, безудержного насилия и неистовства. Пройдя через все что полагается настоящему захватчику, убийства раненых, надругательства над женщинами, он достигает дна своей личности, откуда уже не в силах вернуться. Апогеем становится ритуальный танец на улицах поверженного города. После него он отпускает двух чудом выживших после расстрела китайцев, отходит в сторону и кончает с собой выстрелом в висок.

   Кино, в котором нет героев и не воспета война, даже Джон Рабе выглядит жалким и бессильным на фоне восторжествовавшего хаоса. Кино примечательное не только мастерской операторской работой, которая делает каждый черно-белый кадр достойным хорошей фотогалереи, кино замечательное авторской интонацией, очень неожиданной именно для китайского режиссера. Кино, вызывающее неприятие на начальном дорациональном уровне к любым формам насилия, войны и массовых эмоций.



Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments