lolique atabawa (lolique) wrote in drugoe_kino,
lolique atabawa
lolique
drugoe_kino

Category:

"Когда наступит конец света" (Вим Вендерс, 1991 год)




Когда наступит конец света
Bis ans Ende der Welt 

Режиссер: Вим Вендерс
В ролях: Solveig Dommartin, Sam Neill, William Hurt, Max von Sydow, Jeanne Moreau
Саундтрек: Talking Heads, Lou Reed, R.E.M., Nick Cave and the Bad Seeds, Depeche Mode, U2 и другие


однажды Вим Вендерс, всегда тяготевший к роуд муви, решил снять UL­TIMATE road-movie. и ему это, конечно, удалось. Режиссерская версия - это 280 минут дороги, протянувшейся в течении пяти лет съемок через 15 городов, 7 стран (в том числе и через Китай, который в съемках фильма отказал, но упрямый вендерс взял да и снял все ручной туристской камерой, а в фильме выдал эти съемки за съемки ручной туристской камерой героини. а впрочем... а, ну да! короче, дальше про фильм). Фильм прошел через 15 прекраснейших городов планеты и Москва, ну конечно же, в их числе), 7 стран и 4 континента. а заканчивается он в космосе, потому что дальше уж некуда. 

в фильм вместилось многое. любовь и смерть, деньги и дружба, неизлечимая слепота и ослепительно прекрасные картины, научная фантастика и обряды диких аборигенов пустыни.  
рассказать сюжет вкратце?
 рассказываю! вкратце, впрочем, не получится, уж это я обещаю.

на экране будущее (для нас прошлое. в смысле, вендерс снимает о 1999 году в 1991, а мы глядим и удивляемся как это он так много угадал). нам всем грозит конец света, все бессмысленно и печально. главная героиня фильма, Клэр - любимая девушка ангелов (Сольвейг Доммартин), рассталась с бойфрендом (Сэм Нейл), изменившем ей с ее лучшей подругой, со своей "сломанной лестницей" как она грустно его называет и едет в никуда. в дороге ее машину сбивает другая машина - придурок итальянец, ограбивший банк, с кучей денег и его молчаливый пожилой товарищ. она чудом остается жива. вместо того, чтобы возневидеть, испугаться, подать иск в конце концов  - она улыбается и молчит. какие иски! конец света близится, индийский спутник, напичканный атомным оборудованием  скоро налетит на земную ось упадет на землю, начнется цепная реакция, недолго нам осталось, братцы. какая уж тут вражда и иски. вдруг становится совершенно ясно, что тепло и любовь нужны людям как воздух. и случайные встречные, вовлекшие друг друга в аварию, начинают дружить и становятся почти родными. они едут дальше вместе, они проследует друг за другом через всю трилогию.



они влюбятся в клэр, 
да и как не любить клэр? она прекрасна в своей открытости, доверчивости, сиськи тоже ничего. даже изменившего ей бойфренда она не ненавидит, бывшую подругу она утешает, она подпевает автомобильному радио - тут отдельная сноска о саундтреке

саундтрек:

перед съемками фильма вендерс обратился к намеченным музыкантам и попросил их о пустяке:
 написать такую музыку, какую они думают они БУДУТ играть в 99 году. они написали и это оказалось настолько крутым, что саундтрек фильма признан лучшим саундтреком 90х. вы там выше видели кто постарался :)

дальше про фильм.

клэр слушает музыку в пути,
 она снимает все подряд на свою туристскую видеокамеру и отсылает эти отчеты экс бойфренду. а он, понимая что потерял, ждет шанса доказать ей свою любовь, вернуть, найти, помочь, сорваться, если нужно и бросить книгу, а он конечно талантливый писатель, а не какой нибудь маляр, и помчаться на другой конец света. клэр же едет все дальше и дальше, а он любит ее все сильнее и безнадежнее.

она сворачивает с проторенных дорог,
 влюбляется в первого встречного (Уильям Херт), а он в нее нет. он ее обманывает, крадет деньги, бросает. она же знает, что это все такая ерунда. не может такого быть, чтобы человек, которого она так любит (вендерс верен себе и закадровый текст, и диалоги полны поэтики и глубокого смысла: "...она была влюблена в возможность своей влюбленности..." - перевожу произвольно, смотрела на немецком), оказался подонком. конечно же она права - ее избранник прекрасен. он тоже в пути, в поиске, вся жизнь его подчинена одной цели - он в погоне за мечтой. поймать, запечатлеть образы, память, лица любимых близких  людей, записать все на специальную камеру-очки, которую изобрел его отец (Maкс фон Сидоу).  записывает он это все для мамы (Жанна Моро) - она слепа и родные решили подарить ей зрение - показать свои лица, лица сестер и родных в россии, венеции, берлине....

записывая картинки для мамы,
 герой теряет сына и жену, голодает, сидит в тюрьме, чинит самолеты, бредет по пустыне, слепнет, но от мысли своей не отказывается и вовремя настигшая его Клэр, ведет его за ручку, исцеляет, помогает и даже записывает за него часть видео-разговоров с родными.



а за ним гонятся разные спецслужбы, наемники, плюс влюбленная клер (от которой он времени от времени отрывается, но ненадолго), за клер следуют ее экс бойфренд, частный детектив, итальянские придурки, ну и так далее. так проходят перед нами герои, в которых трудно не влюбиться, настолько далеки они от идеала, настолько все разные, жалкие и трогательные в своем героизме и любви.


 


вот вы думаете, что звучит это все как бред сумасшедшего. между тем фильм этот прекрасен! такие яркие цвета как в этом фильме, мог снять только вендерс, родившийся и выросший в тусклом, дождливом, сером дюссельдорфе. красный, синий, желтый! все сочное, яркое, от этих кадров веет теплом и жизнью. расцветом жизни и закатом цивилизации.

фильм провалился в прокате, вызвал возмущение критиков и тяжелые вздохи спонсоров. режиссеру не разрешили оставить весь отснятый материал, рассудив, что от четырех часов зритель сойдет с ума. и очень жаль, что не разрешили. потому что я смотрела этот фильм дома на ноуте и могла только догадываться о том, как грандиозно это выглядело бы на большом экране.

я тут достаточно настукала спойлеров, поэтому концовку рассказывать не стану. скажу только, что клэр в финале фильма находится в космосе, все с той же загадочной женственной улыбкой смотрит на голубую планету, где живут те, кого она так любит, а экс бойфренд ее и возлюбленный .... а впрочем, нет, не буду рассказывать. да и главное тут конечно не в любовном треугольнике как таковом, а в атмосфере красоты жизни и ожидаемости смерти, каковая (ожидаемость) придает жизни особую красоту и яркость.
 
тут я закругляюсь, тк. умных мыслей совсем нет и писть больше не о чем. спасибо за внимание, это была, кажется, моя первая рецензия тут у вас, попрошу сильно не ругаться, если что не так.

зы а еще в фильме изящно, убедительно, местами впрочем очень даже отвратительно (сцены ломок клэр в клетке в пустыне в центре "нигде", крики, искаженные лица, рыдания, мертвое безразличие, сухие колючки, кровавый плащ) пугающе сталкиваются Картины и Слова. что победит: кино или книги? по вендерсу - кино, смутные яркие картинки, воплощающие чьи то сны и мечты (dreams) сводят с ума и делают людей наркоманами, вылечить которых можно только печатным словом, книгой написанной кровью сердца и болью души. ну это так - мои прозрения.  может и нет такого столкновения. кто смотрел - пусть выскажется. а кто еще не видел этот фильм, тот, я считаю, многое потерял.


Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Recent Posts from This Community