Мордыхай Квасцов (cinemafeel) wrote in drugoe_kino,
Мордыхай Квасцов
cinemafeel
drugoe_kino

ОТРАВЛЕННОЕ ПОСЛЕВКУСИЕ

ЯДЫ, ИЛИ ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ОТРАВЛЕНИЙ. Карен Шахназаров. Россия. 2001

Наверное, не стОяло бы писать об этом фильме, если бы не личность режиссера. Карен Шахназаров один из лучших режиссеров позднего советского, и раннего постсоветского периода, автор картин, которые, в свое время, становились Событием, и которые не потеряли свою актуальность до сих пор. Он прекрасно чувствовал Дух времени и умел запечатлеть его на кинопленке, благодаря чему, на свет появились такие картины, как «Мы из джаза», « Курьер», «День полнолуния» и др. Даже в его ранней (третьей, если не ошибаюсь) работе «Добряки», заметен незаурядный талант автора. Лучшие его картины наполнены искрометным юмором, светлой иронией, и теплым, трепетным отношением к своим героям.

  Еще одной особенностью творческого стиля Шахназарова является то, что он принадлежит к тому редкому типу режиссеров, которые не имеют характерного «почерка». Его ленты, зачастую, совершенно разные, им не присуща та оригинальная «узнаваемость», по которой без труда можно распознать, к примеру, работы Тарковского, Сокурова, Муратовой или Данелии. Такое качество, конечно же, не самоценно, к тому же вынуждает держаться, по большей части, в рамках того или иного жанра. Зато оно наделяет деятельность автора известного рода интригой – всегда любопытно, что же этакое он представит нам в этот раз.

  «Яды…», в этом смысле, тоже не стал исключением. Исключением он стал в творческой биографии режиссера. В том смысле, что ляпнул на нее исключительно ядовитым, бесформенным пятном. Если условно сравнить фильм с живописным полотном, то он похож на холст, который бесталанный художник раскрасил как попало, наплевав на правила композиции, цветовых сочетаний, светотени и т.д. Можно подумать, что фильм наспех сварганили незадачливые студенты ВГИКа, которых смеха ради, запустили в студию Мосфильма, настолько удручающее впечатление он производит. 

  Собственно говоря, картина была обречена на провал еще на сценарной стадии, но, возможно, оставалась слабая надежда, что беспомощный сценарий хоть в какой-то степени компенсируют исполнительское мастерство актеров, работа художников или какие-то озарения главного режиссера в процессе съемки. Увы, ничего похожего, к сожалению, не произошло. Может быть, лишь в самом начале прозвучал, показалось, отголосок бытового абсурда в духе Хармса, словно из «Города Зеро», когда персонаж Баширова явился к соседям с авоськой фарша «посидеть по-соседски», а потом вдруг заперся с женой главного героя в ванной «поговорить». Но ожидания не оправдались, продолжения в том же ключе не последовало. Тоскливое предчувствие появилось, как только эта самая жена открыла рот. Признаться, более «деревянной» игры я, пожалуй, и не припомню. Во всяком случае, в фильмах режиссеров такого уровня. Все свои монологи эта, с позволения сказать, актриса, произносила так заучено и фальшиво, словно училка младших классов школьную программу. Другие актеры немногим лучше. Даже Олег Басилашвили, каким бы талантом и профессионализмом он не обладал, и он растворился в безликом пространстве картины. Один лишь Андрей Панин остается верен самому себе, потому как он величина неизменная и почти символическая. Он такой же, как всегда и везде. И в роли Борджиа-младшего он выглядит точно так же, как в роли «нового русского» в «Бригаде».

  Апофеозом безвкусицы и беспорядочности постановки явилась нелепая инсценировка бала мертвецов-отравителей, а-ля булгаковский «бал сатаны». Я понимаю, что это задумывалось как фарс, пародия (как и вся лента якобы комедия), но, право, как же убого и ни грамма не смешно смотрится это сборище гламурных педерастов в клоунских костюмах. 

  Можно, конечно, попытаться обозначить причины, послужившие появлению такой безыскусной халтуры из рук заслуженного деятеля. Но такая попытка неизбежно приведет к необходимости углубиться в те глобальные общественные, исторические и социо-культурные процессы, из мутных вод которых, в конце концов, всплывет столь же глобальный вопрос: отчего вообще «новое русское» кино, такое унылое говно? И у «молодой шпаны», и у «старой гвардии»? А это уже несколько выбивается за рамки данной заметки. Посему ограничимся спасительным абстрактно-формальным предположением, что у маэстро с приходом нулевых наступил, неотвратимый как климакс, творческий кризис. Благополучно продолжающийся до сих пор, и на счет которого можно отнести и посредственную, невыразительную «Исчезнувшую империю» - очередной клишированный ностальгический гимн шестидесятым, и использование русской классики в качестве сюжетных костылей в «Палате №6». Пора, давно пора подумать о торжественном уходе со сцены, «Маэстро, врежьте туш!» (с)

  Но тут Карен Георгиевич, вторя БГ, может с полным правом скорбно воскликнуть: «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли? Ее нет, нет, неееееет…»

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments