Варвара Ухорская (kinouho) wrote in drugoe_kino,
Варвара Ухорская
kinouho
drugoe_kino

Categories:

Жажда | Bakjwi

Жажда | BakjwiЕще один фильм о вампирах.
На этот раз эстетский,  лауреат Каннского фестиваля - приз за лучший сценарий, а написал его корейский гений Пак Чхан-ук по мотивам романа Эмиля Золя "Тереза Ракен" - увенчанный, освидетельствованный и рекомендованный к просмотру главными знатоками кино на планете.
Вот как раз родство кроваво-отвратительной вампирской мелодрамы с романом Золя  никаких сомнений не вызывает: социальный реалист Золя умел в реальной жизни накопать столько мерзости, что добавка к ней вампиризма не изменит историю по существу. Сделает ее актуальнее и зрелищнее: реки крови, подвешенные над ванной жертвы – чтобы собирать драгоценную влагу в просторный, подходящий для этой цели резервуар. Ну, и прыжки и полеты. Все это на славу удались корейским вампирам.

Даже обидно как-то за европейских и американских становится, да и за наших редких: ну да, зависать над полом все умеют, может быть, спрыгивать с большой высоты. А эти – взлетают над землей, поднимают тяжеленные вещи – очень внушительно. И все это – на фоне отточено выстроенных интерьеров, графичных городских пейзажей и небольшого количества ярко поданной природы.

Ну и, выпускник же философского факультета! – Пак Чхан-Ук не мог обойтись без изысканной философской коллизии, для которой маловато просто переживаний обычного человека, ставшего вампиром и вынужденного пить людскую кровь.


Для любого другого режиссера-сценариста – ну да, наверное, хватило бы, но не для философа же! Поэтому корейский философ делает своего героя вампиром после того, как всю жизнь он был католическим священником, помогал людям почем зря, жил в целомудренном согласии с собой и с Богом.
Обострил, так сказать, до предела. Но и – смягчил: из-за возникновения вампирических пристрастий другие, уже из Золя взятые, нарушения обетов и норм – для священника: сексуальные отношения с женщиной, для доброго христианина – с чужой женой – уже как-то и внимания особого не привлекают, несмотря на недетский эротизм этих сцен. Да и убийство друга тоже теряет свой пряный аромат…

Ну, вот еще – трудно обойти вниманием, философским, тот факт, что вампиризм вселился в допропорядочного священника вместе с чужой кровью, влитой в него в медицинских целях… (Тут уже и о Свидетелях Иеговы вспомнишь, об их, кажущемся на первый взгляд, истеричном протесте против всех операций по переливанию крови – ну, на весь мир они не размахиваются, пусть этот мир гибнет во грехе, а вот для своих последователей это у них наипервейшая заповедь. Не такая уж бессмысленная, как показывает фильм "Жажда".) 

Да, но кровь-то переливали доброму священнику не потому, что он попал в автокатастрофу. А потому, что он, чтобы испытать … как бы это сказать? … внимание Бога к своей персоне, добровольно привил себе неизлечимую болезнь, от которой все подопытные до сих пор умирали. А он не умер.

С философской точки зрения Божественного Присутствия и Участия, вопрос, конечно, интересный. Фильм же смотреть скучно. Как и большинство высокодуховных кинематографических шедевров.
И с этой точки зрения "Жажда", безусловно, в число шедевров попадает не зря. Правда, устаешь не от бессобытийности и вялости действия и жизни в персонажах, как это бывало раньше в работах лучших кинематографистов мира. А от усилия, которое приходится прикладывать, чтобы долго смотреть однообразно-отвратительные сцены. Шок – ну да, он, конечно, был, наверное, когда-то, в начале фильма. Но он давно прошел, а они все скачут и скачут, кровь все льется и льется… 

С точки зрения правды жизни, наверное, так и надо: чтобы герою и самому все это так надоело, что уж лучше – под губительные испепеляющие солнечные лучи, чем продолжать в том же духе. А зрителю-то зачем это надо?

И вот получаем самый интересный вопрос, возникающий при просмотре: вопрос о том, кто и зачем снимает вампиров, теперь уже в фильмах всех категорий, от А до С, (то есть, наоборот, учитывая, что появились они, конечно же, как скромные персонажи категории С, а теперь уже штурмуют каннские подмостки)? 
При этом, чем дальше вампиры продвигаются по лестницам кинематографического олимпа, тем более изящным, многомерным и неоднозначным становится их образ, уже и разглядеть нельзя того очевидно-кошмарного зубастика, от которого кровь стынет в жилах, да, но которого никто не заставляет любить и относиться к нему с сочувствием. Так что это тотальное насаждение вампиризма можно считать … ну, скажем, тотальным тренингом толерантности.

И сразу становится ясно: Другой, о котором всегда говорят поборники толерантности, Другой, который не как ты и я, а отличается от нас, но имеет право и на это отличие , и на существование вообще, он не просто Другой. Он Плохой. Толерантность к Другому – это толерантность ко Злу. Можно перевернуть все с ног на голову, как поборники толерантности и делают в своих проповедях, и сказать, что Другой нам всегда кажется Плохим – из-за отсутствия в нас толерантности.

В фильмах про вампиров же (и в мультфильмах про добрых, милых и умных крыс) эта подмена понятий явлена зримо: полюбить заставляют не какого-то "Другого" инопланетянина, который, да, выглядит по-другому и основы, порядок жизни у него другой, нам не понятный, но еще и не известный… Нет, полюбить заставляют крысу, чьи нечистоплотные и вороватые замашки всем известны и известно, чем грозят.

То же и с вампирами – да, они питаются человечьей кровью, но они же не могут иначе! А у них тоже жизнь, любовь, драма, чувство вины и комплекс неполноценности. Проблемы на работе. Кризис среднего возраста. Можно предположить, что первый этап пиар-компании по отмыванию светлого образа вампиров (и крыс) от многовековых очернительских наслоений уже успешно завершился, и теперь начался этап вербовки. Что, между прочим, вселяет надежду. То есть кто-то из нас им еще нужен, и не в качестве пищи!

Так что фильмы, подобные "Жажде", призваны помочь гражданам определить свое место в жизни. Особо трепетным и сомневающимся – бац! – вся мощь  авторитета Каннского жюри. Оно плохого не посоветует, это ж ясно! (Так же, как другой целевой аудитории, девушкам нежного возраста – в помощь, чтоб легче определиться, вся сексуальная привлекальность Роберта Патинсона. Такой принц плохому не научит!)

Между прочим, вовсе это не так смешно, как кажется.
В любимом романе любимых Стругацких, "Волны гасят ветер", такой механизм отделения правильных от неправильных, продвинутых от непродвинутых, готовых к дальнейшему эволюционному витку или приговоренных вечно оставаться на нашей недоразвитой ступеньке эволюции, был продемонстрирован, работал и давал замечательные результаты.  А в том, что мы рождены, чтоб Кафку сделать былью, уже, наверное, никто не сомневается:) Стругацкие придумали, что  для выявления людей, нестандартно реагирующих на раздражители, нужно проводить затратные и сложнопостановочные эксперименты в отдельно взятых районах и поселках.  (Там на один дачный поселок обрушили то ли искусственно сконструированных существ, то ли массовую галлюцинацию этих существ – склизких, желеобразных, переливающихся и просачивающихся во все щели, липких и полупрозрачных. Обычные среднестатистические люди реагировали на них с отвращением, со страхом и враждебностью. А вот редкие отдельно взятые особи отличались от других тем, что видели в этих существах интерес, объект для защиты и даже для нежности! Эти редкие люди и были представителями нового витка эволюции.)

Но зачем же городить этот сложный огород, когда можно снять фильм – и он войдет в каждый дом! (Или житель каждого дома придет и посмотрит фильм…) Житель каждого дома "Жажду", конечно, не посмотрит. Для них, для жителей, уже придуманы и другие фильмы –  для каждой целевой аудитории - свой. Включая  детей (фильм про милых скандинавских  вампиров-тинейджеров "Впусти меня!").

"Жажда" в этой раскладке призвана занять нишу, увлечь и протестировать продвинутых интеллектуалов, эстетов и философствующих искателей истины. Приятного им аппетита!

Жажда | Bakjwi: США, Корея Южная - 2009

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments