kee (eugene_kryloff) wrote in drugoe_kino,
kee
eugene_kryloff
drugoe_kino

Categories:

Элемент преступления (Ларс фон Триер, 1984)

- Ты помнишь премьеру "Элемента преступления" в Канне в 1984?
- Я помню ритмично повторяющийся звук в течение всего просмотра: пум, пум, пумпум, пум, пумпум... Это зрители, покидающие зал, хлопали креслами…

(Из беседы Ларса фон Триера с Сержем Кагански)


Нескончаемая ночь, беспрерывный дождь, повсюду разлагающиеся трупы животных, чувство безграничного отчаяния, невосполнимой потери, неразрешимой тайны бытия, тонущей в безднах подсознания. В домах - ободранные стены, сломанная мебель, и даже внутри все тот же вечный дождь. Такой в 1984 году видит Европу молодой (ему 28) датский режиссер Ларс фон Триер. «Европа уже не та, что 13 лет назад» - язвительно произносит главный герой – полицейский Фишер в самом начале картины. Тема упадка современного общества пройдет через все фильмы Триера, теперь-то мы знаем об этом, спустя четверть века.

Невооруженным глазом видно, что молодой Триер подражает Тарковскому, который к моменту выхода "Элемента преступления" уже покинул СССР, сделал картину в Италии и почитался неким гуру в среде европейских интеллектуалов. Монохромная мрачность, апокалиптическая атмосфера дебютного фильма Триера напоминает о «Сталкере». Мотив гипноза – это начало «Зеркала». И тоже в самом прологе. Триер погружает своего героя, а с ним и зрителя, в гипнотический сон и уже не выпускает из него.

Триер не останется навсегда подражателем Тарковского, он преодолеет искушение стать вечным эпигоном русского режиссера, притягательность стиля которого погубила многих новичков.

Очевидная слабость фильма - невыразительные актеры. Однако иполнители-статисты как бы следуют общему рисунку - созданию условной удушливой атмосферы упадка и безвременья. Молодой Триер и сам снимается в картине в роли портье. Совершенно лысый, с провоцирующей иронией в глазах.

В «Элементе преступления» Триер подражает не только Тарковскому. Отчетливо заметно влияние Орсона Уэллса. Сомнамбулический закадровый текст заставляет вспомнить сценарий Роб-Грийе к фильму Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде» - блистательную эстетскую картину о метафизических играх с памятью.


Вот из всего этого начинающий режиссер и приготовил коктейль, за который получил в Каннах Большой приз высшей технической комиссии, а вместе с ним и пропуск в европейскую кинематографическую элиту. Заразительный пример начала карьеры, который невозможно повторить.

Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments