Finis Mundi (besnovatoye) wrote in drugoe_kino,
Finis Mundi
besnovatoye
drugoe_kino

Categories:

Я люблю тебя, Филлип Моррис (2009, Гленн Фикарра, Джон Рекуа)


 

 

Главный герой фильма Стивен с детства полагал целью своего существования соответствие неким идеалам бытия, которые он честно и с энтузиазмом разыгрывал, честно ведя при этом двойную жизнь. Не то что б он был такой лицемерной гнидой – просто не мог найти своего лица, ни одно из них не было по-настоящему его. Где-то в начале фильма ломается единственная надежда Стивена как-то определиться с тем, кто же он на самом деле такой: мать, отдавшая его в младенчестве приемным родителям, хлопает дверью у него перед носом. Вопрос «кто я, и зачем живу?» повисает в воздухе, а герой тем временем продолжает играть роль, какая играется.

Как бы там ни было, привычка убедительно вживаться в искусственные роли очень ему пригодилась, когда он решает, что нужно срочно иметь много денег (потребность, тоже до определенной степени навязанная конкретной ролью). Из Стивена получается очень успешный мошенник и аферист, причем не столько за счет хитрости, сколько за счет того, что для него это так естественно – быть на публику. Благодаря этому он с фантастической легкостью пудрит мозги самым подозрительным людям, а даже те, кто успел на чем-то его подловить, и не подозревают о масштабах обмана.

В соответствии с этой особенностью главного героя, создатели весь фильм то и дело с упоением обманывают зрителя, заставляют его ожидать одного, потом делают вид, что на самом деле там другое, а в результате бьют по голове чем-то совсем третьим. Трагические сцены оборачиваются чуть ли не фарсом, одна эмоция выдается за другую, юмор перетекает в нечто предельно аморальное, чтобы в конце оказаться красотой, и наоборот.

Однако за всеми этими веселыми сюрпризами и переодеваниями – сплошная зыбкость вместо личности, которой нельзя не ужаснуться. Герой МакГрегора – и без того человек тревожный – имея дело со Стивеном, от такой ненадежности взвыл не раз:

«Все, что, ты делал, было ложью и игрой, и я совершенно не знаю, кто ты на самом деле. Но самое грустное - это что ты сам не знаешь, кто ты». (Цитата неточная, по памяти.)

Так герой Кэрри понимает, что на самом деле он – никто. Все попытки избавится от искусственных идентичностей оказались тщетными: он не может не быть кем-то придуманным, он не может быть просто собой, <i>ему некем быть</i>, он может только быть кем-то, кем он должен быть для других людей, в зависимости от того, что ему от (или для) этих людей надо.

Но в нем есть нечто, единственное, настоящее, нечто свое – это что-то только и является тем ядром, которым он себя определяет, из которого состоит вся его личность. Уже по данному описанию можно бы понять, о чем идет речь, однако я лучше буду пошлить и много раз повторять «нечто», потому что формулировать это буквально было бы еще большей пошлостью. А в фильме, к сожалению, это как раз и делают: в какой-то момент герой вслух произносит главное, то, что зритель уже сам успел увидеть и почувствовать. И хотя я считаю это серьезным проколом, потому что прямо называть главную мысль в картине часто значит резко её обесценить, однако это не меняет того факта, что зритель все же самостоятельно приходит к нужному осознанию. Конечно, зрителю это не больно-то сложно и не требует глубокой рефлексии, но этот внутренний процесс наделяет происходящее на экране глубокой искренностью, которую я лично не могу не оценить. Эта искренность непоколебимо и осязаемо просвечивает через хмарь и морок наигранной обманчивой жизни, в которой вертится главный герой, и чем глубже он вязнет в порождениях собственной лжи, тем сильнее ощущается подлинная реальность хрупкой нематериальной субстанции, в которой и есть весь настоящий Стивен.

Простите за кривые буддийские аналогии, если вы их тут видите, но, пожалуй, прибегнуть к ним в данном случае в большой степени правомерно, потому что в фильме этим мороком, наваждением, этой постылой ложью представлена такая жизнь, которой живет – или пытается жить - большинство из нас. Главный герой не наркоман, не эскапист, не фанатик, его заблуждение не маргинально, все его ложные образы – это образы нормального человека (в разных системах ценностей), всеми своими масками он стремится изобразить идеал нормального. То это примерный семьянин и стражник закона, то прожженный пидарас, спускающий за час больше денег, чем семьянин заработал за всю жизнь, то это самоотверженный менеджер, добивающийся процветания своей компании, то это гениальный и образованный адвокат – и еще много чего. Он, может, не против бы и вправду этим быть, но ничем из этого он на самом деле не является, тут поневоле обман. …Как и все люди по жизни то и дело играют чьи-то роли – либо, если у нас это не получается, мы, во всяком случае, чувствуем саму необходимость что-то играть.

Конечно, случай Стивена – сильно гиперболизированный, ведь это практически совсем пустой человек. Все, что для многих является настоящим, для него может быть только наносным. Но в каком-то смысле совсем пустой человек – совсем свободен. У него есть нечто великое и крошечное, что поместится в любую маску, какую бы он не захотел напялить, и не погибнет даже от самой вопиющей противоестественности – это его настоящее. И оно озаряет и оправдывает ту жестокую иронию, с которой он пускается во все новые и новые обманы. 

 

По режиссуре фильм не идеален – в нем есть два, на мой взгляд, крупных прокола (один – уже описанное выше называние вещей, о которых лучше бы не вслух; второй – слишком затянутая череда неудачных попыток побега, на которой сюжет провисает) и много мелких шероховатостей. Фильм снимали авторы сценария, поскольку профессиональные режиссеры где-то по ходу дела заниматься этим отказались. Но мне видится нечто трогательное во всей этой неотшлифованности: где-то невнятность, непроработан образ или отдельный фрагмент сюжета, где-то наивность, где-то грубо – но мысль за всем этим стоит живая и настоящая, и взгляд на историю предложен свежий, энергичный, незаштампованный. От нас не просят, чтобы мы оценили это как продукт развлекательной индустрии (а это бросается в глаза даже в лучших произведениях кинематографа), нам предлагают посмотреть и пережить историю.

Очень много фильму дала серьезная и вдумчивая работа актеров – чувствуется, что этот по многим обстоятельствам сомнительный проект был им действительно интересен, оба вложились как следует. Интересно заметить, что Джим Кэрри, знаменитый своим изощренным кривляньем, здесь выходит, по-моему, на новую для себя степень драматической игры, когда даже откровенные кривляния в его исполнении перестают восприниматься как клоунада: это герой кривляется, а не Джим Кэрри.

Мне кажется, если бы с самого начала фильм снимал профессиональный режиссер, он мог бы быть и получше, однако если теперь взять, допустим, и переснять его с соответствующей командой, результат, скорее всего, будет проигрывать тому, что мы имеем сейчас. Все, что надо было, там сказано, и технические неровности не мешают это воспринять, оценить и вынести с собой из зала кинотеатра. Так, во всяком случае, было со мной, чего и вам желаю.

 

Хотя тут, понятно, будут определенные трудности.

Как и у любого хорошего «неголубого кино о голубых» (как я это называю), фильм многими не будет оценен по достоинству. Определенно, людям, которые плохо воспринимают гомосексуализм, это смотреть не стоит – однако хочу подчеркнуть, что это проблема людей, а не фильма, это людям необходимо начать более открыто мыслить, а оправдывать хорошее кино перед мракобесием морально закостеневших архаических невежд в наше время уже как-то странно.

Я рада, во всяком случае, что у нас этот фильм вышел на большие экраны (пусть его и не смотрит почти никто), хотя у него даже в США и даже на этапах создания, не говоря уж о прокате, были такие проблемы.

Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments

Recent Posts from This Community