maa13 (maa13) wrote in drugoe_kino,
maa13
maa13
drugoe_kino

Categories:

Пастух своих коров А. Гордона: Из одной тюрьмы в другую тюрьму

Вольные мысли по поводу фильма «Пастух своих коров» (2002 г.) Александра Гордона, а также, о свободе и рабстве, о быдле, о наших желаниях, иллюзиях и кое-чем другом.

Тот странный случай, когда идея, заложенная в фильме, интересней, чем сам фильм:
У каждого свои коровы, которые лишают его свободы.

Сюжет прост.
Перед самым получением диплома инженера, Колька решает вырваться из душной атмосферы города и поселиться в деревне в качестве пастуха деревенского стада.
Окончательно подтолкнул его к этому поступку метафизический вид широких, необычайно красивых и спокойных родных просторов.
Таким образом, он расстается с городской "тюрьмой" ради раскрепощения, свободы, чистоты, которые обещает ему природа.
Городская жизнь для него – жизнь как в тюрьме.
Жизнь рядом со стадом коров – жизнь на свободе.
Он без сожаления меняет социальную ситуацию, которая представляется ему тюрьмой на социальную ситуацию, которая представляется ему свободой (жизнь в городе на жизнь рядом со стадом коров).  

И попадает «из одной тюрьмы в другую тюрьму».

В конце фильма это измученный, задерганный, с надеждами на перемены в своей жизни (фраза: завтра все кончится, а это уже другая жизнь, незадолго до смерти) человек. Его ненавидят окружающие. Он зависим от своих коров. Метафизические просторы, которые казались свободой, превращаются в тюрьму (Расстояния, просторы лишают человека свободы, пространство пожирает человека быстрее, чем время – бормочет Колька).
Пространство вытягивает из него силы, энергию превращая его в раба, в раба того самого метафизического пространства в котором он увидел глоток свободы.
Превращает его в раба свободы.
Перед смертью он видит ангела, который оказывается коровой.

Так, что же произошло?
То, что всегда.

Мы конструируем миры, а потом становимся рабами созданных нами миров.
Мир, который мы создаем, руководит нами.
Мы конструируем ситуацию свободы, а оказываемся в ситуации тюрьмы.
В тюрьме созданной нами свободы.

Свобода, связанная с предметами, с определенной социальным порядком, определенной конкретной ситуацией становится тюрьмой.
Ощущение «как в тюрьме» может быть связано с любой ситуацией: в семье как в тюрьме, дома как в тюрьме, на работе, в стране, в городе или деревне и т.д. (почему? – отдельная тема)
Ощущение тюрьмы рождает фантазм свободы, фантазм бегства из тюрьмы. Бегства из опостылевшего дома, с заколебавшей работы, из осмердевшего города, быдловатой страны и т.д., и т.п.
Фантазм свободы и бегства из тюрьмы рождает иллюзию, что свободу можно найти, если сменить социальную ситуацию: бежать из города в деревню и наоборот, уехать в Гоа, уйти в неформалы, во внутреннюю эмиграцию, произвести революцию, сменить политический режим, реформировать экономику и многое другое.
Фантазм свободы.

Как только свобода начинает связываться с какой-либо социальной ситуацией (экономической, политической, культурной, географической etc.), то человек начинает служить не свободе, а данной ситуации, налагает на себя ограничения, следует определенным нормам и правилам, выполняет определенные ритуалы (ритуалы свободы, ритуалы борьбы за свободу, ритуалы бегства из тюрьмы etc.).
Человек становится рабом ситуации, с которой он связывает свободу. Он ограничен в своих действиях как простой конформист, его видение мира сужается заданной ситуацией, его действия становятся предсказуемыми, трафаретными, шаблонными.  

И уж совсем крамольное: свобода порождает рабство. Тот, кто видит мир сквозь оппозицию «свобода – рабство», тот всегда найдет свободного (себя любимого) и раба (тот, кто не хочет потакать желаниям меня любимого). То есть используется эта оппозиция при проекции на окружающий мир весьма произвольно.
Субъект может найти себя свободным только в отношении раба, то есть в отношении того, кому он может приклеить клеймо раба на достаточно на любых основаниях. Поэтому чтобы ощущать себя свободным нужно изобрести, сконструировать, смастерить раба, хотя бы в своих фантазиях. И искренне принимать эти фантазмы за реальность. 
Если человек хочет возвеличить себя в качестве свободного существа, то ему нужно создать фантазм раба. То, что он сам становится рабом свободы и собственного фантазма раба – не беда, главное нацепить на себя ярлычок "Я свободен" и с рабским удовольствием поплевывать на "рабов", возвещая о том, какие они рабы. Согласитесь, подобное приходится наблюдать тут и рядом. Более того, это какая-то болезнь наших интеллектуалов и около интеллектуалов, судя по количеству употреблений слова "быдло" в различного рода постах и комментариях.

Свобода и рабство идут рука об руку, часто незаметно меняются местами, переходят друг в друга.
Иногда, даже непонятно, где борьба за свободу, а где печаль по тоталитаризму.
Какая тоска по тоталитаризму сквозит в некоторых призывах к свободе, что просто диву даешься (свежий пример: Обращение Алексея Девотченко).

В романе Оруэлла на фасаде министерства правды висел лозунг: «Свобода – это рабство».
А может так и есть?
Subscribe

  • Астрологический аспект фильма Мартина Скорсезе "Казино" (1995)

    Джинджер : "Не надо было выходить за него замуж: он – Близнец. Типичный Близнец! Двойственность!" 1:18:43 Фильм сделан…

  • Бронксская история

    Филигранная работа Роберта Де Ниро по гангстерским мемуарам Чазза Пальминтери. Девятилетний Калоджио живет в счастливой итальяснко-пролетарской…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая, кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Астрологический аспект фильма Мартина Скорсезе "Казино" (1995)

    Джинджер : "Не надо было выходить за него замуж: он – Близнец. Типичный Близнец! Двойственность!" 1:18:43 Фильм сделан…

  • Бронксская история

    Филигранная работа Роберта Де Ниро по гангстерским мемуарам Чазза Пальминтери. Девятилетний Калоджио живет в счастливой итальяснко-пролетарской…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая, кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…