?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
«Алиса в стране чудес» / Alice in Wonderland (Тим Бертон, 2010)
d_desyateryk wrote in drugoe_kino
КОШМАР ВЕСНОЙ

46.93 КБ

Современное коммерческое кино представляет собой удивительное зрелище: в создании нового фильма нехудожественные элементы не менее, а иногда и более важны, чем, собственно, кинематографические качества. Основная нехудожественная составляющая — это, собственно, массированная рекламная кампания. Кажется, голливудские пиарщики достигли того уровня мастерства, когда любое произведение можно сделать успешным еще задолго до его выхода на экраны. Умело дозированные выбросы информации, яркие плакаты, интригующие, однако малоинформативные интервью со звездами — и миллионы зрителей готовы полюбить даже посредственную картину еще до того, как увидят ее первый кадр.

«Алису в стране чудес» ждали долго и рекламировали эффектно. Первый вопрос, который возникает после просмотра: почему, собственно, именно такое название? Ведь к одноименной сказке Льюиса Кэрролла новый фильм Тима Бертона имеет весьма отдаленное отношение. Честность со зрителем — момент, конечно, не обязательный, но все же стоило бы назвать фильм иначе, что-то наподобие «Алиса на войне», или «Алиса. В начале славных дел», или «Как Алиса не полюбила и замуж не вышла». А уже в подзаголовке указать «по мотивам книги Льюиса Кэрролла».

Хотя относительно последнего, тоже спорный вопрос, потому что практически ни один из главных мотивов Кэрролла не сохранен. Нет игры на грани рационального и иррационального, умопомрачительных логических парадоксов, по-настоящему причудливых (а не диснеевских) персонажей, ироничных шпилек в адрес традиционной (викторианской) морали, нет общей атмосферы эксцентричности и легкого безумия, а диалоги иногда такие, что хочется выключить звук или, по крайней мере, вспомнить, из какой мыльной оперы их переписали. Книга просто переиначена ради прямолинейного до примитивности сюжета о смертельной войне Белой и Красной Королев — первая, конечно, воплощение добра, вторая — полюс полного зла (еще одно искажение — у Кэрролла нет хороших или плохих, его «Алиса» находится вообще далеко за пределами этого убогого дуализма). Бертон утверждал, что в оригинальной «Алисе» нет сюжета, а он хотел какую-то историю. Вот и имеем. Кто же такое сделал с «Алисой»?

Линда Вулвертон. Это имя так и хочется записать в особый список то ли врагов хорошего вкуса, то ли искусства как такового. У этой сценаристки до проекта Бертона была красноречивая карьера: сценарии простых, как ведро поп-корна, анимационных лент наподобие «Короля-льва», «Мулан» или «Чип и Дейл спешат на помощь». Почему именно этой даме, которая ничего сложнее диалогов рисованных зверушек не писала, поручили адаптацию литературы уровня «Алисы» — неизвестно. Вероятно, на то была воля студии Диснея. Причины уже не так интересны, а результат — налицо: гениальный текст, сведенный к комиксу. Но это еще полбеды.

Бертон известен благодаря острому чувству юмора и визуальной фантазии, что подтверждают его ленты 90-х. В новом фильме есть смешные сцены — такие же смешные, как в стандартной мейнстримной комедии; что же касается визуальной стороны, то поражает почти полное отсутствие оригинальных идей. Конечно, на уровне ремесла чувствуется одаренность Бертона как художника — замечательного рисовальщика, автора живописных полотен и инсталляций. Однако экран — не выставочный зал, и с сугубо кинематографической точки зрения, большинство образов кажутся перерисованными с голливудских сказок-блокбастеров последних лет; и это, к сожалению, не ироническое обыгрывание цитат, а именно попытка построить повестование из узнаваемых клише. Вспоминаются и «Золотой компас», и «Властелин колец», и «Хроники Нарнии». Миа Вашиковская в роли Алисы играет стандартную диснеевскую блондинку, а количество самоповторов просто не счесть: Бертон настолько упорно тянет сюда находки из предыдущих картин, что доходит до комичного. Например, голова Красной Королевы (Хелена Бонем Картер) по очертаниям почти не отличается от голов марсиан из «Марс атакует!», пейзажи Страны чудес напоминают «Чарли и Шоколадную фабрику», а Джонни Депп в роли Безумного Шляпника кажется потрепанным клоном Вилли Вонки.
С Деппом как раз случилось настоящее чудо. Ему наложили удивительный грим, пестро одели, нарисовали компьютером меняющиеся глаза, но Безумным Шляпником так и не сделали. В сущности, актера запаковали в персонажа, как в смирительную рубаху. Депп мог бы прекрасно сыграть Шляпника без побрякушек, которые на него навесили. Однако, очевидно, заданием было создать как можно более яркое — вплоть до ослепления зрителя — зрелище, конвертируемое в формат 3D. Конечно, ни о каких тонкостях игры и психологических нюансах перевоплощения речь уже не шла, а когда у актера остается лишь функция приложения к костюму, гриму и другим сугубо внешним атрибутам (почему-то вспоминается строка из советской комедии «главное, чтобы костюмчик сидел»), актер этот начинает руководствоваться собственными штампами и вымучивает роль — что, собственно, и произошло с Деппом.

Анализировать изъяны этого дорогостоящего, но вторичного и поверхностного шоу можно долго; думаю, любой непредубежденный зритель может это сделать самостоятельно. Кэрролл написал книгу для детей, которая в итоге стала книгой для всех и навсегда. Бертон снял кино для младшего школьного возраста, которое, скорее всего, через несколько лет не будет интересно даже школьникам.

Дмитрий Десятерик

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

(Deleted comment)
Спасибо. В точку.

да, это фильм не для поклонников Тарковского

Отличная рецензия! Браво!

Спасибо.Так и есть.

Говнецо сняли, факт.
Впервые за долгое время было жаль убитых двух часов.

А мне ещё почти тыщщи рублей. Не считая воды и попкорна :(

а хорошо написали!

Спасибо за рецензию. Все очень точно описано. И про Деппа. Очень жаль что так вышло: весь этот грим не дал ему показать себя. Обидно.

да, Вы правы.
выйдя из кинозала, я оказалась в полной растерянности - настолько обнадёживающим было сочетание названия фильма, Бертона и Деппа, а в результате - что-то совершенно не интересное как с точки зрения сюжета, так и с точки зрения актерской игры.

+100. Первое, что захотелось сделать после просмотра, открыть книгу Кэрролла, чтобы побыстрей стереть из памяти эту пародию.

Спасибо, удачная рецензия! Обязательно посмотрю.

Черт побери, что это отзыв делает в "другом кино", для кучи что ли? :)

Бертон вообще обычно не парится над раздумьями хороший сюжет или нет. Он как творческий готический фрик - как начал в молодости(кстати, на Диснее) с коротким мультфильмом про собаку франкенстайна - так эту жилу и раскапывает. Ничего нового, кроме новых технодрюк.
Я читал его книгу - там сплошь игрульки описаны, типа всамделишного шоколадного фонтана или веселого костюма для Джины Девис в "Биттлджус". Собственно, о чем кино маэстро никогда не интересовало.
Но согласен - это его худшее кино.

А вот оскара за маркетинг фильма команде точно надо дать ;)

*поручили адаптацию литературы уровня «Алисы»*
Как раз с литературной точки зрения "Алиса" - весьма посредственная книга.
*нарисовали компьютером меняющиеся глаза* - может это Деппу пытаются компенсировать потерю глаз в "Однаждв в Мексике"?

Как раз с литературной точки зрения "Алиса" - весьма посредственная книга.

Какая из и на каком языке?:)

да, к сожалению все так и есть
:(