desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Category:

«Оскар»-2010 (надо знать, что происходит в стане врага)))

«ОСКАР-2010»: МИР БЕЗ ЛЮБВИ

55.04 КБ

«Оскары» розданы, победители известны. Впервые в истории бесспорным триумфатором стала режиссер-женщина — Кэтрин Бигелоу — с военной драмой «Повелитель бури» (The Hurt Locker). В целом этот фильм получил шесть наград в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», а также за монтаж, монтаж звука, работу звукооператора и оригинальный сценарий.

Рекордсмену кассовых сборов — «Аватару» Джеймса Кэмерона — достались лишь второстепенные призы: «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучшая операторская работа» и «Лучшие спецэффекты».

Безусловно, противостояние «Повелителя» и «Аватара» было главной интригой нынешних «оскаровских» гонок. Оба фильма были выдвинуты в девяти номинациях; малобюджетная драма соревновалась с перенасыщенным спецэффектами дорогим блокбастером; есть даже личный момент — Бигелоу и Кэмерон в 1989—1991 году были супругами. Развязка оказалась эффектной, хотя и во многом предсказуемой.

Огорченные почитатели боевика Кэмерона начнут сразу искать заговор в стенах Киноакадемии; кое-кому даже покажется (чего в мире не бывает!), что Бигелоу наградили специально в канун 8 марта, могут прозвучать и другие, не менее причудливые объяснения. Но здесь все же срабатывает логика художественного качества — что с «Оскаром», должен признать, случается не всегда. Бигелоу превзошла саму себя, создав по-настоящему трагическую, потрясающую картину, и все награды здесь заслужены. В The Hurt Locker минимальная и в то же время плотная, жесткая режиссура, наполненный острыми драматичными коллизиями сценарий, а звуковая дорожка, сплетенная из музыки, шумов пустыни и города, грохота взрывов, являет собой отдельное произведение искусства. Также важна мировоззренческая разница. «Аватар» показывает войну так, как во многих фантастических картинах до того. Бигелоу предпочитает рассказывать не о пафосе или азарте боя (пусть даже сколько угодно справедливого), а о людях на настоящей войне, которая, прежде всего, является неблагодарной, утомительной и страшной работой. Поэтому очень уместно, в духе фильма, прозвучали слова режис-сера, которая посвятила награду всем, кто «ежедневно рискует жизнью в войсках», и добавила: «пусть они вернутся домой целыми и невредимыми».

Давно замечено, что уже на стадии объявления номинантов, не говоря о лауреатах, «Оскар» отражает определенные преобладающие настроения и в обществе, и в киноискусстве. Не удивительно, что в фавориты вышли военные фильмы: лишь на одну номинацию от «Аватара» и «Повелителя бури» отстали «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино (полностью прогнозируемая статуэтка Кристофу Вальцу в категории «Лучшая мужская роль второго плана»); если прибавить еще и четыре номинации «Девятого района» (режиссер Нил Бломкамп), где тоже разворачивается конфликт между землянами и пришельцами (причем, как и в «Аватаре», именно инопланетяне являются жертвами), то общая ситуация очерчивается достаточно четко.

Более того, Америка не просто устала воевать: она пытается еще и считаться с бедными, покинутыми, обездоленными. Интрига, которая разворачивалась параллельно с поединком режиссеров, — кто получит «Оскаров» за лучшие женские роли. Наибольшее внимание — именно благодаря социальной тематике — здесь привлекали «Невидимая сторона» с Сандрой Баллок и «Сокровище» (в интернете называется «Тужься», оригинальное название — «Precious», режиссер Ли Дениэлс) с 27-летней дебютанткой Гебби Сидиби. Если первая картина — это, скорее, очередная голливудская сказка о Золушке (нищего чернокожего парня поднимает из грязи богатая белая фея, которую, конечно, сыграла Баллок), то фильм Дениэлса — это поистине жестокая правда о жизни в Гарлемском гетто, и стоит подчеркнуть, что все, особенно женские роли в этой тяжелой ленте, сыграны блестяще. Поэтому перед академиками встала дилемма, в некотором смысле идеологически окрашенная: поддержать «Невидимую сторону» с ее консервативным посланием об обществе равных возможностей, в котором, однако, все равно важно найти богатого покровителя, или на самом деле неприкрашенный образ реальности, где каждый сам за себя и помочь могут лишь равные тебе. Жюри пошло на компромисс: за лучшую главную роль наградили Баллок, а «Тужься» получил «Оскаров» за женскую роль второго плана (Моник, известная из комедийных телешоу, потрясающе сыграла бессердечную мать) и за лучший адаптированный сценарий (Джеффри Флетчер по роману Сапфир).

Если говорить о самой противоречивой для нас, европейцев, категории — «Лучший иностранный фильм» — то здесь, к сожалению, взял верх более старый обычай Киноакадемии, которая предпочитает не награждать фильмы, уже получившие значимые призы в Старом Свете. Номинировались оригинальные по исполнению и актуальные по содержанию картины: грустная поэма о жертвах диктатуры «Молоко скорби» (Перу), социальная драма «Пророк» (Франция), талантливое исследование истоков насилия и фашизма «Белая лента» (Германия), и, наконец, израильско-немецкий «Аджами» про конфликт на Ближнем Востоке. Однако у них уже были: «Золотой медведь» нынешнего Берлинале («Молоко скорби»), Гран-при («Пророк») и «Золотая ветвь» прошлогоднего каннского фестиваля («Белая лента»), специальный приз конкурса лучших дебютантов «Золотая камера» в тех же Каннах («Аджами»). Поэтому приз достался аргентинской мелодраме «Секрет ее глаз» (Аргентина).
Подытоживая, можно сказать, что нынешний «Оскар» — о мире без любви. Войны, бедность, надрыв социальный и психологический — вот темы для художественного исследования, по мнению Киноакадемии. И доля истины в этом есть.

Список лауреатов
Лучший фильм, лучший монтаж звука, лучший звук, лучший монтаж: «Повелитель бури».
Лучшая режиссура: Кэтрин Бигелоу, «Повелитель бури»
Лучшая мужская роль: Джефф Бриджес в фильме «Безумное сердце» (Crazy Heart)
Лучшая женская роль: Сандра Баллок в фильме «Невидимая сторона» (The Blind Side).
Лучшая мужская роль второго плана: Кристофер Вальц в фильме «Бесславные ублюдки».
Лучшая женская роль второго плана: Моник в фильме «Сокровище» (Precious).
Лучший иностранный фильм: «Секрет ее глаз» — режиссер Хуан Хосе Кампанелла, Аргентина.
Лучший полнометражный мультфильм: «Вперед и вверх» (Up) — Пит Доктер и Боб Питерсон.
Лучшая работа художника-постановщика, лучшая операторская работа, лучшие спецэффекты: «Аватар».
Лучший дизайн костюмов: «Молодая Виктория» (The Young Victoria).
Лучший документальный полнометражный фильм: «Бухта» (The Cove).
Лучший документальный короткометражный фильм: «Музыка Пруденса» (Music by Prudence).
Лучший грим: «Звездный путь» (Star Trek).
Лучшая музыка к фильму: «Вперед и вверх».
Лучшая песня к фильму: The Weary Kind (из фильма «Безумное сердце»).
Лучший короткометражный мультфильм: «Логорама» (Logorama).
Лучший короткометражный фильм: «Новые жильцы» (The New Tenants).
Лучший сценарий по литературному произведению: «Сокровище» (Precious) Джеффри Флетчер.
Лучший оригинальный сценарий: «Повелитель бури», Марк Боул.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 173 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →