Варвара Ухорская (kinouho) wrote in drugoe_kino,
Варвара Ухорская
kinouho
drugoe_kino

Category:

Каждый за себя, а Господь против всех | Jeder für sich und Gott gegen alle

Каждый за себя, а Господь против всех | Jeder für sich und Gott gegen alleРежиссер Вернет Херцог, 1974 год
Решила посмотреть,  как пример творчества председателя жюри нынешнего Берлинале. Не самый свежий фильм, да. Но уж больно тема интересная! Про Каспара Хаузера.
Нет, я разные другие фильмы его видела, "Агирре…", "На 10 минут старше", "Мой лучший враг – Клаус Кински", и последние – "Встречи на краю света" и "Плохой лейтенант".
Просто "Каждый за себя…" давно лежал и ждал своего часа, вот случай и подвернулся.

Ну, что сказать? Если у меня было предвкушение узнать что-то большее о загадочной истории Каспара Хаузера, большее, чем можно почерпнуть из самых простейших источников, типа "Энциклопедии загадок и тайн", да даже статьи в той же самой Википедии, так вот, предвкушение, как это часто бывает, оказалось слаще, чем вкушение.

Вернер Херцог как будто экранизировал статью из Википедии. (В реальности можно предположить обратное: создатели статьи о Каспаре Хаузере в Википедии, ничтоже сумняшеся, списали все слово в слово из фильма Херцога, который они случайно посмотрели). Режиссер экранизировал статью с тем же наполнением эмоциями и закадровым смыслом, и подтекстом. Какие можно встретить в энциклопедической статье. Да, еще и с фактическим несоответствием – достаточно важным.


Херцог пригласил исполнить роль 16-летнего найденыша Каспара Хаузера актера Бруно С. – которому в тот год как раз сравнялось 42. Некоторая разница в возрасте не может не обратить на себя внимания. Конечно, нужно искать в этом какой-то хитрый режиссерский ход. Тем более, при полном отсутствии  их – хитрых режиссерских ходов – в остальной ткани фильма.

Или, может быть, режиссер экранизировал одну из самых загадочных реально зафиксированных историй в расчете на то, что никто с ее содержанием не знаком? Может быть, и вы не знакомы? Для меня с детства есть  два  загадочных имени, практически зарифмованных – Каспар Хаузер и Рип Ван Винкль.
Оба – взялись неизвестно откуда, и прошлое их окутано тайной.

Каспар Хаузер в 16 лет не умел ходить, говорить, а потом всему научился и рассказал, что всю жизнь провел в подземной клетке, никогда не видел людей и ничего о себе не знает. То есть с ним никогда никто не говорил. Даже еду приносили ему под покровом темноты. А Рип Ван Винкль появился и никто его не узнавал, хотя он уверял, что он – из этой деревни. А потом старожилы с какими-то его словами сопоставили предания старины глубокой, и обнаружили, что он – сын жителей этой деревни, пропавший  20 лет назад.
Ну, понятно, нам из нашего прекрасного далека, хочется сразу же заподозрить, что без инопланетян не обошлось и в том, и в другом случае. Однако – пусть без инопланетян, но – хочется же каких-то версий, не документальных пусть и расследованных, а придуманных и показанных – кинематографисты имеют полное право на свою трактовку исторических событий, тем более так и оставшихся неразъясненными.

Но Вернер Херцог этим правом не воспользовался. А наоборот, сбил с толку еще больше, состарив своего Каспара Хаузера без малого на 30 лет. Получился такой наш Шариков, только чуть более симпатичный. Взрослый дядька с залысинами и наметившейся проблескивающей под редкими волосами лысиной. Зато с обширными баками.
Когда видишь такого возрастного беспризорника, безъязыкого и плохо передвигающегося, ассоциации рождаются совсем не нужные… На бомжа он похож. На человека, утратившего человеческие умения и навыки не по чьей-то злой воле, а по своей… Преисполниться сочувствием и симпатией к такому персонажу значительно сложней, чем к 16-летнему подростку.

А в остальном режиссер не отступает от канонической версии событий: появился в городке; взят на воспитание в одну семью; в другую; делает успехи в языке, в науках и музыке; стал жертвой покушения – на первый раз не удачного (для покушавшегося), на второй раз – удачного. То есть – смертельного. Так что реально существующая надпись на его могильном камне нисколько не врет: "Здесь лежит неизвестно кто, убитый неизвестно кем".

Конечно, вся эта чудовищная судьба могла быть задумана Господом, который против всех, как раз для создания повода, чтобы написать такую парадоксальную и заковыристую надпись.

Ну, так ведь Херцог и ее, эту надпись, в своем фильме не приводит.

Каждый за себя, а Господь против всех | Jeder für sich und Gott gegen alle: Германия, 1974

P.S. В фильме много картин природы, через которые, как принято говорить на уроках литературы, автор рисует душевное состояние своего героя, его чистоту и незамутненность по сравнению с образованными и воспитанными обычным образом согражданами. Поначалу эта природа и не обращает на себя внимания: в наших советских фильмах, особенно – экранизациях нашей же литературной классики – такой природы хоть отбавляй.
А теперь, увидев ее в фильме Херцога, эти березки, отражения в воде, яблоки на дорожке – вдруг поняла, что в современном кино природа почти перестала присутствовать. Как выразительное средство, по крайней мере. Как информационная деталь, обстоятельство места, времени, сезона – да: герой поехал на дачу. Заблудился в лесу. Пришла зима. Пошел дождь, и герой не смог выйти из дома. Стемнело. И только-то.
Или современные кинематографисты считают природу  устаревшей, уходящей натурой, или  - сама жизнь? И то, и другое – печально.

Subscribe

  • «Ностальгия» Андрея Тарковского, 1983

    - Господи, ты видишь, как она молится. Почему ты ей ничего не скажешь? - Ты только вообрази, что случится, если она услышит мой голос. - Ну,…

  • «Жертвоприношение» Андрея Тарковского, 1986

    Последняя картина Тарковского, жутко длинная, почти так же жутко нудная (если не всматриваться напряженно в смысл бесконечных разговоров и…

  • Поиски истины в кино

    "- А вы что, физик? - Скорее химик. - Тоже, наверное, скука. Поиски истины. Она прячется, а вы ее всюду ищите. То здесь копнете, то…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments