desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Category:

Tetro / «Тетро» (Френсис Форд Копола, 2009)

НЕВОЗМОЖНЫЙ ОТВЕТ

35.81 КБ

Каждый новый фильм Френсиса Форда Копполы имеет априори несколько двусмысленный статус. С одной стороны — имя автора. С другой — ряд не очень удачных лент, снятых мастером в последнее двадцатилетие, что заставляет относиться к любому его новому проекту с осторожностью.

«Тетро», однако, отличают некоторые моменты. Это первая — после «Разговора» в 1974 году — картина, снятая Копполой по собственному сценарию. Кроме того, по признанию самого режиссера, «Тетро» — один из его наиболее личных фильмов, основывающийся на воспоминаниях и эмоциях ранних лет жизни режиссера, хотя сама история вымышлена. Наконец, исполнитель главной роли: талантливый американский актер Винсент Галло (известен, в частности, по фильму Эмира Кустурицы «Сны Аризоны»; также одаренный художник, музыкант и кинорежиссер).

Итак, если начинать с сюжета, то фильм представляет собой смесь семейной саги с романом воспитания. Он повествует о двух братьях, о конфликтах и тайнах внутри творческого аргентинско-итальянского клана Тетрочини, в котором художественное соперничество заостряет и без того непростые семейные отношения. Младший брат Бенни (Олден Эренрич) после многих лет разлуки приезжает в Аргентину, в гости к старшему, Тетро (Галло), давно разорвавшему связь с семьей, в первую очередь — с властным, авторитарным отцом, гениальным дирижером Карло Тетрочини (Клаус Мария Брандауэр, он же играет и менее везучего брата Карло, дядю Альфредо).

Сначала это история вхождения Бенни в мир взрослой жизни и искусства, его попытки как-то сблизиться с братом, ведущим себя как настоящий социопат. Соответственно, в первой трети фильма сделан акцент на деталях, долженствующих бросаться в глаза молодому иностранцу в неведомой стране. Но чем дальше, тем более визуальная сторона фильма становится визионерской, театрализованной, даже в определенной степени барочной: реальность предстает измененной встревоженным сознанием Тетро.

Здесь стоит отметить, что так же, как в «Бойцовой рыбке» (1983), в «Тетро» преимущественно черно-белое изображение с вкраплениями цветных фрагментов. Правда, в отличие от «Рыбки», где так подчеркивается драматичность развязки, в новой работе Копполы окрашены воображение или память: так Тетро вспоминает о роковой аварии, в которой погибла его мать; отношения с отцом поданы как цитаты из химерических спектаклей и из классической кинофантасмагории «Сказки Гофмана» (снятой в 1951 году Майклом Пауэллом и Эмериком Прессбургером), — одним словом, эти галлюцинации странным образом переплетены со сценами из семейной жизни Тетрочини. Важно еще раз подчеркнуть, что цветные фрагменты имеют театрализованный, ирреальный характер: Бенни, а особенно Тетро, существуют в двух параллельных планах — реальности и искусства, прошлого и настоящего, а также правды и лжи.

В целом сюжет, построенный на раскрытии семейных тайн, чреват банальным мелодраматизмом. Уже то, что Коппола создавал свой фильм в лоне испанской культуры (картина — совместного производства США, Италии, Испании, Аргентины), предусматривало некую сентиментальность, смесь патоки ситуаций с гремучим студнем страстей. Этого режиссер счастливо избежал, однако новые для Копполы интонации все-таки присутствуют: неожиданная эмоциональная созвучность (именно созвучность, а не подражание) стилистике Педро Альмодовара. Это, кстати, заметно даже в актерском составе: так, Кармен Маура, исполнительница роли влиятельной интеллектуалки Одиночки, прославилась именно в фильмах Альмодовара (за роль в «Возвращении» в 2006 году получила приз в Каннах). Также утонченной и сексуальной красотой альмодоваровских актрис наделена Марибель Верду (Миранда, девушка Тетро). Со своей стороны, Брандауэр идеален в образе деспотичного гения. В целом актерский ансамбль стоит признать очень удачным, хотя безусловное первенство принадлежит Галло. Его герой поразительно меняется на протяжении фильма от безумного мизантропа до настоящего главы рода; все внешние черты, линия поведения, жесты, мимика найдены настолько точно и убедительно, что никакого иного исполнителя на этом месте представить невозможно.

Форму фильма держат сквозные визуальные мотивы: упомянутые выше цветные вставки, также вспышки света от ламп, фар, заснеженных горных вершин — своего рода сигналы судьбы, намного более общей для братьев, чем кажется Тетро и Бенни. Стоит отметить и звуковую дорожку, скомпонованную из джаза, современной латиноамериканской и классической европейской музыки и вплетенную в фильм легко и изысканно.

Таким образом, Коппола не ошибся ни в одном компоненте; четко продумав сценарий, нашел для него верную оптику и наилучших исполнителей. Возможно, режиссеру помогла вышеупомянутая личностная интенция. Правда, в последних кадрах становится понятно: «Тетро» — о любом творческом человеке, независимо от семейных обстоятельств. Но на вечные вопросы, беспокоящие таких, как Бенни и Тетро, Коппола находит, в сущности, невозможный ответ: примиряет человеческое с художественным.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments