?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Догвилль, Ларса фон Триера
V
visionarys wrote in drugoe_kino


Посмотрел я недавно фильм "Догвилль" датского режиссера Ларса фон Триера. Восполнил, значит, очередной пробел в познаниях.

Насчет режиссера фон Триера и его фильмов слышал самые разные оценки, от уверений в его совершенной гениальности, до мнений, что данный товарищ не вполне здоров психически. После просмотра фильма "Догвилль" могу заключить: и то, и другое, скорее всего, недалеко от истины.

Фильм "Догвилль" - очень, очень странный. Это видно с первого взгляда, и в процессе просмотра ощущение только усиливается. В немалой степени тому способствует фирменный фонтриеровский стиль с плавающей камерой. Все действие в фильме происходит в городке, который лишь условно обозначен линиями на асфальтовой площадке, и расставленными среди этих линий предметами мебели и другими декорациями. Все это подчеркивает вторичность формы и привлекает все внимание непосредственно к людям и их отношениям. С другой же стороны, это придает фильму неповторимость и своеобразную пикантность.

Хочется, однако, надеяться, что режиссер фон Триер владеет и другими приемами, и остальные фильмы сняты как-то иначе. Больше пары-тройки фильмов про нарисованные города выдержать тяжело.

О чем фильм - сказать непросто. Подозреваю, многое из того, что хотел сообщить режиссер - просто прошло мимо. Ибо фильм достаточно схематичен, навроде притчи, и лично для меня странен во всем, начиная с формы и заканчивая поступками и мотивациями героев.  Впрочем, в хорошем произведении каждый увидит свое, и найдет повод задуматься о многом. Этим и замечательны хорошие произведения.

Ну и "Догвилль", будучи фильмом хорошим - не исключение. Главная, пожалуй, мысль в этом фильме (которая, на мой взгляд, чудесно раскрыта в произведениях небезызвестного Беркема Аль Атоми), о том, что у подавляющего большинства людей, вся их цивилизованность, и старательно воспитанная в них человечность представляет собой лишь тонкий поверхностный налет, который легко исчезает при достаточном поводе, да и без поводов вовсе.  А под этим налетом - зверь, с совершенно первобытными инстинктами, повадками и страстями. Собственно, в фильме "Догвилль" достаточным поводом для такого превращения было появление безмерно покорной и абсолютно беззащитной жертвы. Жизненные аналогии такому явлению, наверняка смогут вспомнить многие зрители.

Под городком же с названием "Догвилль" режиссер подразумевает, скорее всего, любой  тихий или даже не очень тихий городок, поселок, мегаполис, наконец, с такими же спокойными и законопослушными гражданами, которые спокойно делают свою работу, улыбаются друг другу, рожают детей, в общем - живут. Живут, скрывая в себе многое такое, что никогда не станут выставлять напоказ.

Сам же городок, с небрежно нарисованной на асфальте собакой - полностью схематичен и условен, ибо люди - они везде одинаковые. 

Вторичность же формы прослеживается во всем. Вторична форма самого фильма, вторична форма городка, вторична и та форма в которой предстают обитатели городка в начале фильма. Ближе к концу они старательно раскрываются, демонстрируя разительный контраст между этой их привычной формой и подлинной сущностью. Все, все без исключения, от немытого шофёра, до глубокомысленного философа. 

Но это лишь один смысловой пласт, а их там раскрывается много, если внимательно смотреть, что и почему делают герои фильма. Об этом, впрочем, нет смысла рассказывать, лучше смотреть самостоятельно. Каждый, полагаю, увидит свое.

Отдельного упоминания заслуживает Николь Кидман, которую до фильма "Догвилль" я особо за актрису и не считал, полагая обычной голливудской красавицей. Здесь же она раскрылась именно как талантливая актриса, не без помощи режиссера, надо полагать. Весь фильм Николь старательно изображает из себя всепрощающего Иисуса Христа, идя на любые жертвы и подставляя одну щеку за другой. Подставлять ей приходится, впрочем, не только щеки, так что фильм лучше смотреть без детей, очень уж некоторые моменты натуралистичны.

В конце же, насколько я могу судить, Николь демонстрирует действительное отношение режиссера ко всепрощению и раскрывает его человеколюбие во всей красе. Обойдусь, впрочем, без подробностей, дабы не раскрывать интригу. Человеколюбия, тем не менее, хватило на всех, никто не ушел обиженным.

Фильм повторюсь, очень и очень странный, производит неоднозначное впечатление. Понравится далеко не всем. Но внимания он, безусловно, заслуживает, как совершенно самобытное и интересное явление. Must see, как это у них там говорят.

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

ветхий завет против нового. ветхий побеждает. фильм антихристианский.

Ну да, еще скажИте, что Триер жидомассон:))) Я лично увидела только то, что в фильме "проигрны" вплоть до абсурда/логического завершения модели поведения и по "Ветхому", и по "Новому", при этом - никакой победы одного над другим, скорее уж - ощущение того, что оба пути провальны, и провалило их - само человечество...

(Deleted comment)
В нарисованных декорациях Триер снял только Догвилль и его продолжение - Мандерлей.
Догвилль считаю вторым лучшим фильмом фон Триера - после Танцующей в темноте.
Можно по-разному относится к фон Триеру как к режисеру - но как провокатор и катализатор скрытых чувств он непревосходен.

Надо посмотреть очередную психоделию Ларса...

люблю этот фильм

"Хочется, однако, надеяться, что режиссер фон Триер владеет и другими приемами, и остальные фильмы сняты как-то иначе."
Аффтар жжот!:)))

о да))

для меня самым ужасом был "Самый главный босс"

для меня фильм оказался больше про ответственность. Героиня Николь Кидман со своим всепрощением ( которое в конце было названо высокомерным) служит искушением для жителей городка. Она позволяет раздвигать границы допустимого не оказывая никаких попыток сопротивления и постепенно то, что было бы дико для этих людей в начале фильма, становится для них само-собой разумеющейся нормой. Ответственности с самих людей, это, конечно, не снимает. Но забывать о том влиянии, которое Грейс довольно осознанно оказывает на этих людей тоже нельзя.
Все ИМХО =)

Это фильм - троллинг зрителя-урода. Другой подобный фильм, с несколько более тонким троллингом, это Опасные игры, Ханеке.

только они забавные, игры ханеке.
почему непременно зрителя-урода? ханеке, по-моему, троллит в этом фильме абсолютно любого зрителя
но вообще я бы не стала ставить в один ряд догвилль и забавные игры

В самом деле сюжет странно прост и предсказуем.
А что до игры в нарисованных фонах - так шож. Нормально.
Нормально мастеру каждый раз доказывать зрителю, что зрелищность и напряженность может достигаться еле заметным движением актера. Без наворотов, игры камеры и спецэффекта.
Кста, масса художников это проводили в жизнь. Скажем, Пикассо

Помню, что когда посмотрела его впервые (лет 5 назад) была в глубоком шоке. Настолько сильное впечатление он на меня произвел. И восхитила способность режиссера достигать такого эффекта при минимальных декорациях. У меня все в душе переворачивалось, когда горела будка собаки, а ведь она всего лишь нарисована мелом на асфальте!

для меня Ларс фон Триер открылся фильмом "Идиоты". Манера эдакого хоум видео- слегка дрожащая камера, следующая за одним персонажем, потом за другим.....
второй фильм был Догвиль. Декорации да, немного убили). Особенно эта очевидность, такая как около собачьей конуры написано по ангшийски что это собачья конура, около скамейки-что это скамейка....меня всегда такие вещи неравнодушной оставляют.
Фильм скорее понравился, особенно тот слепой старик, который доказывал всем что он на самом деле не слепой)
посмотрите обязательно кто не смотрел)

Интересная рецензия.

Идея хорошая, но как фильм снят, мне совсем не нравится.
А Кидман бесподобна))

Я думаю, это вообще не фильм, а телеспектакль, зачем-то названный фильмом.

посмотрите "Element of Crime" там с точки зрения съемок все совсем по-другому.

филем- сраный аццтой, время потраченное на него потеряно безвозмездно- кто не смотрел, крайне не рекомендую, ибо созерцать кошачий кал намного интереснее

после просмотра "Рассекая волны", предлагаю выдвинуть Ларса фон Триера на должность заведующего чернухой на канале НТВ.