Дмитрий Бондаренко (dm_bondarenko) wrote in drugoe_kino,
Дмитрий Бондаренко
dm_bondarenko
drugoe_kino

Category:

"Спасайся кто может" / "Sauve qui peut (la vie)" (реж. Жан-Люк Годар, 1980)


С этого фильма в творчестве Жана-Люка Годара начался период который именуется некоторыми кинокритиками «Второй волной». И действительно впервые со времен фильма «Все в порядке» Годар возвращается к более привычным кинематографическим формам.

Сюжет фильма сложно рассматривать как единое целое, его лучше рассматривать как сюжетные линии главных персонажей.

Первой сюжетной линией является история Пола Годара, кинорежиссера и разведенного отца. Как понятно из фамилии, этот персонаж — своеобразное альтер-эго автора. И в какой-то степени Жан-Люк Годар этим персонажем высмеивает самого себя, достаточно привести цитату: «Я снимаю фильмы чтобы чем-нибудь занять себя, были бы у меня силы ничего не делать я бы ничего не делал. Потому что у меня нет сил ничего не делать, я и снимаю фильмы, других причин нет…».

Вторая сюжетная линия посвящена Изабелле которая является проституткой для клиентов с «особыми запросами». Она мечтает переехать в город и поэтому спокойно удовлетворяет желания своих клиентов и параллельно учит свою сестру проституции. Через этого персонажа Годар показывает рыночные отношения которые становятся все более и более механизированными. Это выражается в «сексуальных» сценах, в которых нет ни малейшего намека на чувство и желание.

И последней сюжетной линией является история Дениз, работницы телевидения и подруги Пола. Она наоборот бросает работу и хочет уехать в деревню. Этот персонаж можно охарактеризовать как «переходной» между двумя эпохами.

Таким образом этим фильмом автор подводит черту «бунташным» 60—70м. Социального взрыва не произошло, устои общества остались прежними и уже надвигаются консервативные 80е. Люди в фильме, прежде всего, озабочены самими собой, а не идеалами и близкими. Деградации подвергся даже социальный институт семьи, как мы видим из сцен с участием Пола и его семьи.

Также нельзя не упомянуть оригинальный монтаж фильма с частым использованием замедленного действия, который Годар использует для того чтобы заострить внимание зрителя на деталях. И оскароносный композитор Габриэль Яред создает свой первый саундтрек, который прекрасно дополняет фильм.

И фильм наполнен скрытым цитированием предыдущих работ Годара: разделение фильма на части взято из «Мужского-женского», финальная сцена с участием Пола является выражением цитаты философа из «Жить своей жизнью».

Подводя итог скажу что Годар блистательно вернулся в большой кинематограф и я полностью согласен с изречением Ричарда Броуди: «Спасай кто может (жизнь)" является вторым великим «первым» фильмом Годара».
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments