kee (eugene_kryloff) wrote in drugoe_kino,
kee
eugene_kryloff
drugoe_kino

Category:

Душка Стеллинг и маргинальные кинофестивали

Когда я поступал на Высшие режиссерские курсы, там было нехитрое задание - перед коллоквиумом по общим вопросам нужно было назвать 10 самых любимых фильмов. В этой десятке я записал "Стрелочника" Йоса Стеллинга. Помню, как Андрей Плахов спросил: "а где Вы все это видели?". Это был 90-й год. И мы еще жили в Советском Союзе.

Вчера я наконец-то поcмотрел "Душку". С первого кадра картина вызывает волну возмущения - какие-то уроды в немыслимых костюмах, характерных для западного стереотипного представления о русских (тулупы не по сезону, шерстяные платки, венки из ромашек) едут в задрипанном автобусе по зеленеющей cельской глуши и под баян горланят: "Что стоишь качаясь...". Толстуха с невообразимым причесоном начинает душераздирающе орать и рожает до крайности некрасивого желтушного младенца, которого остальные пассажиры тут же называют "душкой". Роды по ходу дела принял пожилой водитель. Словом, "русские люди"...

Я уже хотел вычеркнуть Стеллинга из списка, (как такой умный и тонкий режиссер может снимать подобную дрянь и пошлятину!!!) и прекратить смотреть эту муть, но кадры, которые последовали за этим прологом остановили меня. Забегая вперед, скажу, ужасное начало оказалось фильмом внутри фильма, причем фильмом как бы снятым неким русским режиссером и показанном на одном из многочисленных маргинальных фестивалей, одно название которого говорит само за себя – Международный фестиваль фестивалей фестивалей. Стеллингу удалось-таки наступить русским на больную мозоль – невероятную местечковую пошлость и провинциальность наших киносмотров, где спесь соседствует с глупостью.

Началась камерная история про сценариста Боба, стареющего одинокого интеллектуала, который ходит в затрапезный маленький кинотеатр напротив своего дома исключительно, чтобы смотреть на молоденькую красавицу-кассиршу. Боба играет бельгиец Джин Бервутс, напоминающий чем-то самого Стеллинга. Его мастер снимал в серии забавных корокометражек про сексуально озабоченного стареющего мужика (об этих фильмах, может быть, стоит написать отдельно).

История начинает напоминать "Смерть в Венеции", разве что без висконтиевского эстетизма и гомосексуальных мотивов. Я уже приготовился страдать вместе с Бобом от невозможности этой любви. Но и здесь Стеллинг обманул меня. Влюбленному старикану чудом удается затащить красавицу к себе в дом (она поссорилась со своим дружком) и… раздается звонок. На пороге… Маковецкий (!) в ушанке (час от часу не легче) и говорит: «Это я – Душка»… Боб на том самом маргинальном кинофестивале в России познакомился, как сейчас говорят, «по приколу» с бомжеватым персонажем без роду и племени, которого назвал «душкой» - именем из пошлого фильма про роды в автобусе.

Душка просто поселяется в доме у Боба, выгнать его невозможно, он не ведает о чувстве собственного достоинства. Он кладет в чашку с кофе 12 ложек сахару, чавкает, облизывает ложку, я опять закипаю от возмущения, но… останавливаю себя, а разве наши соотечественники не ведут себя подобным образом в европейских отелях? Потом я вспоминаю, как у Стеллинга в старых фильмах показаны сами голландцы – с угловатыми грубыми лицами – чертами этакого «деревенского идиотизма» на лицах, как у Брейгеля и Босха. Боб хочет избавится от Душки, можете представить себе, как он достал! И, вместе с тем, Бобу жаль этого нелепого и трогательного проходимца. Спросите себя, вы смогли бы терпеть такое?

И вдруг, я понимаю, что кино о любви и одиночестве. И я прощаю Стеллингу все благоглупости этой картины – и пролог, и смертельно пошлые сцены с кинофестивалем (то, что я не могу простить поздним картинам Муратовой, особенно «Двум историям»).

В «Душке» есть одна сцена, которую обошли вниманием все рецензенты. Строительная машина сносит кинотеатр, в который Боб ходил любоваться юной кассиршей. «Смерть кино» - этот мотив, который давно не дает покоя большим европейским режиссерам. Еще Вендерс в «С течением времени» показал пустой кинотеатр с красноречивым названием «Белая стена». У Вендерса кинотеатр пустует, у Стеллинга его сносят.

Иван Охлобыстин пишет в «Снобе»: «…год от года полнометражное кино медленно, но верно сдвигается в нишу «костюмных, выходных утех» типа балета, оперы, театра…».
Выходит моя жизнь – это несбывшаяся «костюмная утеха»…

Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →