Двоих маленьких детей, брата и сестру, после смерти матери собираются разлучить социальные работники, отправив в разные интернаты. Не со зла - просто мест подходящих нет. Вот детишки и отправляются в большой город искать отцов в частности и лучшей доли вообще. Результат поисков угадает любой, трех раз не понадобится. Отсюда следует, что никаких Америк Муратова не открывает. В сюжетном плане. Но она в ярких образах раскрывает психологические и социальные механизмы, которые вращают жернова нашей жизни и делают из нас то, что мы есть. Ведь никто не хочет зла, особенно детям, даже наоборот. Только происходит все так, чтобы и добра никому не досталось. А если досталось, то не тем и не то. И чтобы поймать свои крохи счастья, нужно нарастить достаточно толстую шкуру. Не все успевают.
Но не следует думать, что фильм мрачный и его трудно смотреть. Напротив, многочисленные персонажи фильма комичны и забавны независимо от пола, возраста и социального статуса. Их искрометные диалоги, феерические монологи и оригинальные поступки превосходят воображение Ионеску и Беккета, вместе взятых - при всем уважении к классикам. Комедия, короче, каких поискать. Разговоры и фразы отдельных персонажей можно смаковать - иногда подобные можно услышать на улице, а здесь они собраны, как на ярмарке.
Кира Муратова в кино - величина примерно такого же масштаба, что Шекспир в литературе или Бах в музыке - гениев много, а рядом поставить некого. Она работает, как естествоиспытатель, непредвзятый исследователь человеческой природы, и немногим удается так ясно, остро и беспощадно ее показать. Обычно это происходит за счет разнообразия и глубины подтекста, который стоит даже за самыми незначительными эпизодами. Иногда фильмы Муратовой напоминают абстрактные картины - когда различные фрагменты, нелепые и абсурдные сами по себе, вместе создают печальную, смешную и величественную картину мироздания, в котором нет места богу.
Community Info