?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
"Граница рассвета" (Франция, 2008)
Lucy in the sky
st_kristy wrote in drugoe_kino
“La frontière de l'aube”
Режиссер: Филипп Гаррель
В ролях: Луи Гаррель, Лаура Смет, Клементин Пуадац, Оливье Массар
Сценарий: Марк Холоденко, Арлетт Лангманн
Страница на IMDB

Фильм можно читать по-разному, в отзывах выделяются две основные линии, из которых одна мне кажется более верной, но думаю, что стоит сказать пару слов о них обеих.

Тема бесконечной любви между двумя людьми, которая не прерывается даже со смертью одного из них, - этот сюжет видит большинство смотревших, и это большинство оценивает фильм достаточно высоко, считает его очень глубоким, наполненным и вызывающим массу интересных мыслей и эмоций.

Вторая тема, которую для себя выделило значительно меньшее число людей, - "хочу быть любимым, но не хочу ответственности", по моим ощущениям, безусловно ближе к реальности, но вряд ли можно считать, что ею сюжет исчерпывается. Хотя бы потому, что эта тема привязана, в первую очередь, к персонажу Гарреля и обсуждается в контексте его действий, а он в этом фильме далеко не единственный, у кого есть своя история.


На мой взгляд, главная героиня фильма (Кароль) не смогла бы быть счастливой ни при каких условиях. По крайней мере, режиссер не оставляет даже намека на подобную вероятность. Кароль страдает не от неразделенной любви, а из-за мучительной внутренней противоречивости, которая не дает ей в полной мере насладиться присутствием любимого человека и пережить его отсутствие. И рядом с ним, и в его отсутствие она страдает и напивается до беспамятства. Она требует вечной любви и в то же время не верит в неё, как, впрочем, не верит и в светлое будущее
в целом. Есть что-то гамлетовское в её разговорах о любви и отношениях, об остальном трудно судить - остается ощущение, что характер Кароль не раскрыт, ибо режиссёру остальные его черты кажутся несущественными.
И любит она не столько Франсуа (Луи Гарреля), сколько свое ощущение того, что она кому-то нужна.

Девочка Эва - полная противоположность Кароль, она милая и нежная, искренне любит Франсуа (Луи Гарреля), а не своё представление о его роли в её жизни, интересуется его творчеством, уважает его как личность и боится его потерять, потому что чувствует его смятение в связи с грядущим браком и соответствующими обязательствами и ещё что-то, что пугает её, но говорить об этом она не может, да и не знает, с чем это может быть связано. У девочки есть некоторые черты персонажей Достоевского, она довольно интересна, несмотря на то, что роль у неё, в це
ом, скорее фоновая.

Персонаж Луи Гарреля поначалу кажется достаточно цельным и, как всегда, ярким и интересным в своей меланхоличной небрежности и отрешенности. Причем "как всегда" в этом фильме стало более заметным и в какой-то момент начало расстраивать - Гаррель прекрасен, но всё более предсказуем.
Во второй половине фильме образ Франсуа начинает рассыпаться, персонаж становится всё более иррациональным, что раньше ему было совсем не свойственно.
Очевидно, что Франсуа видит в зеркале плод своего подсознания, порожденный чувством вины, а вовсе не любовью и стремлением оказаться рядом с Кароль. И в этом месте гротеск, видимо, призван показать зрителю, что речь идёт не о мистике, а о психозе, возникшем в результате внутренних переживаний. О которых, кстати, вполне внятно говорит возникший из ниоткуда "близкий друг" Франсуа, который очень своевременно старается успокоить его, пока не отвлекается на вопрос с галстуком - тоже нелепый момент, который, с одной стороны, забавным образом дел
ает акцент на эгоизме очередного персонажа, а с другой - не вписывается в предыдущий контекст.

И это характерно для большинства сцен - в этой картине практически нет удачно сплетенного контекста, его кусочки подбрасываются в нужные места по мере необходимости, из-за чего складывается ощущение некоторой разорванности и искусственной структурированности фильма. Как будто была отснята основная линия, и уже потом, при отсмотре этой ленты, было решено накидать недостающих элементов, чтобы дать больше информации о переходе героя из одного состояния в другое.
Отдельные моменты совсем выбиваются своей напыщенностью и неуместным утрированием - это ощущение усиливается во второй половине фильма, после сцены в психбольнице и "попытки побега". С этого момента фильм практически перестает вовлекать, он существует отдельно от зрителя, в происходящее всё более трудно поверить.

Есть вещи, которые нельзя не оценить:
хорошая, очень своеобразная, тревожная музыка,
не уникальный для французского кино, но интересный вид съемки - много крупных планов с ракурсами, передающими настроение (взгляд на лицо героя снизу, акцентирующий внимание на надменном выражении лица, вид сверху на лежащую фигуру - отчаяние, поворот головы (вид сбоку) - перемена настроения и т.д.),
общая оторванность от эпохи и её атрибутов (отсутствие признаков современности) и внезапное указание на точное время действия (годы жизни на надгробии), как будто говорящее о том, что вопросы, возникающие в рамках этого сюжета, актуальны всегда, и эта история могла случиться буквально вчера, несмотря на кажущуюся несовременность отдельных декораций,
кусочки разговоров (вроде истории про дворники, монолога отца Эвы и т.д.) - не увидела в них каких-то невероятных откровений, но звучали они всё-таки интересно, образно.


Общее впечатление: могло получиться гораздо лучше - кажется, что задумка была более многообещающей, что-то не дотянули, сбили настроение фильма в середине, поэтому нет ощущения цельности картинки.
Благодаря качественной съемке, присутствию Гарреля в кадре, своеобразной игре Лауры Смит (Кароль) и вполне убедительному образу Клементин Пуадац (Эва) смотреть интересно. Но ощущение в итоге неоднозначное.

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
любопытно. не так давно обсуждали этот фильм комментариями. мою френдшу, читающую развязку именно как следствие невроза героя, удивил момент появления некоего инфернального подобия в отражении зеркала после кончины Луи. я при первом просмотре как раз на этом не акцентировала внимания, а когда пересмотрела, уловила. вот тут чуток (достаточно прочесть 2 коммента):
http://ltl-earthquake.livejournal.com/256085.html?thread=5718101#t5718101

выскажите своё мнение, если несложно. ибо интересно.)

Интересно. На мой взгляд, второй момент (появление "призрака") легко вяжется с психозом, если не учитывать первый (в бреду выкривает её имя). А первый я, видимо, пропустила или не запомнила, надо будет пересмотреть.
Согласна в том, что его наличие не обязывает зрителя усматривать в этом некий мистический смысл. Это может быть и просто символизм, и небольшая отсылка к биоэнергетике, а затем - всё к тому же психоанализу ("почувствовал что-то, приснилось страшное - получил подтверждение кошмара - обвинил себя - решил, что она где-то рядом, раз почувствовал - начал галлюцинировать"). Хорошо, когда есть пространство для трактовок.

p.s. Забавный сюжет в посте по ссылке, кстати)

вот! фильм прекрасен тем, что совершенно неоднозначен и дает возможность зрителю выбирать наиболее близкое понимание (этакий элемент "интерактивности" кино меня всегда забавляет)

сюжет в посте глубоко-шуточный, но многие его восприняли крайне серьезно, что тоже кайф)

(Deleted comment)
Спасибо) Мне тоже кажется, что вторая нить гораздо важнее. Есть ощущение, что тема "бесконечной любви" отрисована так гротескно именно как крикливая декорация, на фоне которой происходят другие, куда более интересные события.

Эмоциональный вампиризм, который передается?
Есть ещё версия, что у Франсуа изначально есть что-то общее с Кароль в этом смысле, но пока она то притягивает, то отталкивает его, он очень тянется к ней. А когда она привязывается к нему, его начинают тяготить не только её выходки, но и эта сумасшедшая привязанность. Ему не хватает необходимости добиваться её. Но для себя он это может формулировать иначе, конечно.
А Эва здесь - архетип невинной жертвы, да.

обязательно посмотрю

  • 1