?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
"Палата № 6", 2009, - почти гениальный фильм
isaak_rozovsky wrote in drugoe_kino
29-е, нет, уже 30-е генваря. Полпервого ночи. В "Закрытом показе" Александра Гордона фильм Карена Шахназарова "Палата № 6".

4.33 КБ Режиссер Карен Шахназаров

Признаюсь, мне нравится Гордон, несмотря на длинный список претензий, ему предъявляемых. И "ЗП" - передача правильная и нужная. У нее "всего лишь" 3 недостатка:
а) позднее время,
б) практически полное отсутствие интересных фильмов, которые оправдали бы эти ночные бдения (я посмотрел в рамках этой передачи десятка два в высшей степени посредственных (ИМХО) фильмов, название большей части которых не запомнил. С некоторой натяжкой исключением явилось, пожалуй, "Дикое поле"),
в) "дурацкие" (по большей части) обсуждения, качество которых к тому же неуклонно снижается. (Тем не менее, из 10 приглашенных "спорщиков" полтора-два порою высказывают интересные мнения, ну и прибавьте к этому самого неизменно "мудро-печального" Гордона. В общем, соотношение получается неплохое по "нонешним" временам.)

И вот вчера - фильм Шахназарова. Оценки, которые я слышал от уже посмотревших этот фильм, в основном - отрицательные. Главный, но страшный упрек: "Невыносимо скучно-о-о...". Что ж, ведь и самого Чехова многие упрекали (и упрекают) в том же грехе "скучности".

Шахназарова я давно знаю, как "крепкого мастера", разбирающегося в своем ремесле, "неровного", особых шедевров (опять же - ИМХО) не породившего. Но несколько фильмов (наряду с откровенно провальными) были вполне "смотрибельны". Среди них: "милый" "Курьер", понравившийся мне, хотя и абсолютно вторичный, "Город Зеро", щемящий, но "недотянутый", "Зимний вечер в Гаграх". Словом, по не вполне понятным мне самому причинам, смутное ощущение, что от этого режиссера еще можно чего-то ожидать, сохранялось. И, оказалось, не зря. Я наконец-то дождался превосходного фильма. Хотя он, конечно, не попадает в первую десятку в моем субъективном рейтинге (не попадает и в тридцатку), но это бесспорно Кино с большой буквы.

На развернутую рецензию я не готов, поэтому поделюсь несколькими разрозненными впечатлениями.
Во-первых, мне ни минуты не было скучно.
Во-вторых, как профессионал, знакомый с атмосферой "домов скорби" еще в СССР, могу подтвердить, что "дух" этих заведений передан очень точно. Мне могут возразить, что в этом нет ничего удивительного, ибо фильм снимался в одном из таких мест. Верно, но можно почти документально заснять сценки из "сумасшедшей жизни", а атмосфера исчезнет и останется только фальшь. У Шахназарова она (атмосфера) не только не пропала, но и все эпизоды вне стен сумасшедшего дома ею "проникнуты", так сказать.
Нельзя не сказать об актерах. Выбор актера на роль Хоботова - безусловно, стопроцентное попадание. Очень неплох Громов. А Ильин с его "потухшими глазами" абсолютно достоверен. Отдельно упомяну Панкратове-Черном. Этот "красавец-мужчина" на самом деле деле пал жертвой своей яркой внешности. Этот ничем, казалось бы, не перешибаемый образ глуповатого весельчака как бы создан для таких же глуповатых и непритязательных комедий. В которых он по большей части и снимался. Шахназарову удалось вплести (или победить?) эту внешность уже в "Зимнем вечере...", а в "Палате" Панкратов, вообще, идеально вписался в свою роль. И это, конечно, для режиссера - высший пилотаж.

Но самой большой удачей является вплетение неизмененного чеховского текста в "реалии сегодняшнего дня". На обсуждении Шахназарова за это более всего упрекали. В том числе и "защитники" (апропо, интересно, что делала сидевшая среди защитников симпатичная блондинка, не сказавшая ни единого слова и даже не представденная? О, чудеса телевизионного монтажа!). Действительно, текст "выламывается", порою звучит неорганично. Но, повторяю, на мой взгляд, в этом и была одна из сверхзадач фильма.Дерзкая, чтобы не сказать, дерзостная сверхзадача. И, по-моему, получилось. Чеховский текст в "царстве победившего быдла" не просто уместен, но и "высекает искру", создавая дополнительное (и очень важное) измерение.

(Лирическое отступление. На мой взгляд, уникальность Чехова как раз состоит в том, что он единственный, кажется, в мировой литературе автор, сумевший превратить "скучность" в мощнейший художественный прием. Стертая и полная штампов речь его интеллигентов, "лишних людей" в каждом "серьезном" произведении - этот, в сущности, единственный и нескончаемый монолог создает невероятный эффект серой, скучной и абсолютной безнадежности и беспросветности. За что многие небезосновательно считают Чехова самым "страшным" писателем. Вот нечто подобное удалось в фильме и Шахназарову.)

Вообще, "дерзких" приемов в фильме предостаточно, начиная с постоянно идущей и "непонятной" видеосъемки и кончая "домашним видео" Панкратова с "незаписавшимся звуком". По-моему. это просто блестящие находки. Некоторые детали важны, хотя и не всегда формулируемы. Так, идущий по болоту в начале фильма монах, оказывается тем же санитаром Никитой. Задним числом мне даже показалось (совсем в этом не уверен), что одна из сопровождающих его монахинь потом приглашает Ильина на финальный танец.

Разумеется, не обошлось без недостатков, начиная с чудовищного "ляпа", когда в самом начале "молодой специалист" Хоботов сообщает, что знаменитый Блейлер, "автор шизофрении" жил якобы в 17-м веке. Предположить, что этот "ляп" допущен намеренно, я не могу, ибо Хоботов никак не мог этого не знать. Такие "ляпы", которые остаются незамеченными подавляющим большинством зрителей, способны бесповоротно убить фильм в глазах (безусловно очень узкого круга) лиц, знакомых "с вопросом". Это, разумеется, мелочь, но очень досадная.

О других "недоделках" говорить не хочется. За исключением одной, более, чем понятной и простительной. Я имею ввиду последний эпизод, сам по себе совершенно блестящий, о двух девочках, глядящих в камеру. Я понимаю, что режиссер просто не нашел в себе сил отказаться от этого спонтанно родившегося финала. "Смех" одной из девочек и "естественная" неестественность другой тоже "высекает искру". Но для меня совершенно ясно, что фильм должен был кончаться предшествовавшим этому эпизоду кадром - панорамой белого монастыря в блеклых снегах.

И здесь, мне кажется, возможно и "нащупывается" разница между гениальным и очень талантливым авторами. Я предполагаю, что гений после мучительных колебаний все-таки отказался бы от включения в фильм последрего эпизода, а замечательный Шахназаров не одолел этого соблазна.

Вот почему приходится определять этот блестящий фильм, как ПОЧТИ гениальный.

Но, в целом, повторяю - это очень большая и редкая удача. Так что спасибо Шахназарову, актерам и Гордону. Да, и Чехова бы не забыть...

Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Фильм очень хороший!!! Давно не видела хорошего русского фильма, а в этом году сразу две великие удачи: "Похороните меня за плинтусом" и "Палата..". Тоже слышала нельстивые отзывы, но никак не ожидала такой пронзительности картины! Вобщем 9 из 10.

Ваша рецензия мне понравилась гораздо больше, чем фильм))

Кроме перечисленных вами, люблю еще "Мы из джаза", но самый любимый - "Яды, или Всемирная история отравлений". Более интеллектуальные люди обожают "День полнолуния". Последний его фильм "Исчезнувшая империя" так активно не понравился, что "Палату" боялась смотреть. Теперь посмотрю.
А к Гордону одна претензия: пошлое обсуждение, - зря он так скатывается под ток-шоу, типа "Пусть говорят" Малахова.

И фильм хорош, и рецензия. А Гордон нынче уже не в диковинку и подобные обсуждения малость поднадоели, вот поэтому такая у людей реакция. А вообще, элитарное кино должно существовать - это точно!

Спасибо за рецензию. Тоже последний кадр "помешал", вернее, смутил. Хотя он и потрясающий сам по себе.
Блондинка, которую "не представили" (на самом деле представили - в самом начале эфира) - есть бывшая брюнетка, актриса Екатерина Волкова. )

а по отношению к чему вторичен Курьер?

унылое тупое говно этот фильм

шикарный фильм. прорыв настоящий на фоне коммерциализации кино

очень люблю это произведение
и очень не люблю этот фильм

(Deleted comment)
Думается, вторая, и пока последняя его интересная работа (после "Города Зеро") - "День полнолуния".

(Deleted comment)
+1
действительно не передана драма происходящего безумия...вялотекуще

"Накал восторга" - понятен.
:-)
Уж слишком очевидно беспомощен сам фильм.

История у Чехова ОЧЕНЬ сильная и глубокая.
А у Шахназарова нет и десятой доли того, что МОЖНО БЫЛО БЫ снять на этом материале.
Немного хроники, вялые артисты, которым совершенно нечего делать,( кроме молодого человека, который очень СТАРАЕТСЯ :), Панкратов и Стычкин, кажется зяглянувшие на минутку из какого-то "ток-шоу", чтобы быстренько сказать как попало свои "пару слов", скучно-дежурное "осовременивание" сюжета, абсолютно бредовая идея со "съемкой", нелепо "вываливающиеся" из картинки диалоги...
Конечно, все можно оправдать. "По мотивам", "бывает и хуже",
Но, по гамбургскому счету, приличного ( уж никак не гениального :-) материала в ленте - всего минут на пять. (Биографии на камеру вначале, позирование в конце, да начало "белого танца".)
Но Абдрашитов, например, на таком уровне снимает ВООБЩЕ ПОЧТИ ВСЕ, (а не пять минут) !
В общем - загубил Шахназаров тему. Мощнейшую тему загубил.
"Испортил песню"...

("Рагина" пока не видел, но думается, даже у достойного всяческого отвращения Серебреникова что-то могло получиться интереснее.)

с//

Жаль, конечно, что Шахназарова не подпустили к Оскару, ведь он так старался! И доктор Хоботов у него похож на Кевина Спейси, и Громов на Макдауэла. И как же надо не любить Чехова, чтобы закончить фильм по мотивам Палаты N6 танцами на ёлке в дурдоме. Очень грустно.

Замечательная рецензия на замечательный фильм.

Автору: "Почти гениальности" не бывает.:) Гениальность - понятие запредельное, а поэтому счёту и градации по степеням не поддающееся.

Действительно, текст "выламывается", порою звучит неорганично.
Именно это помешало мне досмотреть фильм до середины. История не тронула. Может быть, не хватило жизненной правды, и далеко не из-за фактических ошибок. Я вообще не знаю, кто такое Блейдер, и даже если бы знал, эта ошибка была бы мелочью. Возможно, в каких-то элементах жизненность была (в глазах Рагина, в релистичной облезлости и безысходности больничных покоев), но чтобы фильм воспринимался не как лубочная сказка, "Аватар", а как реальность, должно работать всё. Голос Чехова, за которым стоит безвозратно канувший способ видения мира старой русской интеллигенцией, недопустимо для меня диссонирует с реалиями советского наследия, которые сами уже отчасти устарели для новой России.
Я вообще не уверен, что такую больную тему нужно затрагивать в кино. Потому что если автор "почти гениален", не получится правды, а только игра в неё, и это, возможно, хуже и вреднее, чем молчать об этом.

Исаак, мне лично фильм не понравился, но на вкус и цвет... А вот у меня к вам, как к френду, вопрос: как вам удается пробиваться в это сообщество? Вот уже две недели пытаюсь отправить пост, а мне сообщается, что очередь на модерацию переполнена. Заранее спасибо за ответ.:)))

Нет ничего проще: посылаете Ваш пост и спокойно ждете, пока его напечатают (им бихляль:))). Я отослал этот пост одновременно с размещением его в своем ЖЖ. Прошло, по-моему, недели три. И вот...

Так что никакого блата...:))

Так я поняла, что когда получаешь такое сообщение, пост не доходит. Во всяком случае, у меня появляется значок "Error".

Я в этом не разбираюсь. После отправки должна появиться фраза, что Ваше сообщение находится на модерации. Что-то в этом роде.

Не люблю ни Чехова, ни Шахназарова, но столько противоречивых отзывов об этом фильме прочитал, что включил его в список ближайшего просмотра.

Поразительно хороший фильм.
И что бы там не говорили многие о несостыковках этого фильма по моему мнению именно они добавили изюминку в этот фильм.
итог:добавила в любимые фильмы ))

  • 1