isaak_rozovsky (isaak_rozovsky) wrote in drugoe_kino,
isaak_rozovsky
isaak_rozovsky
drugoe_kino

"Палата № 6", 2009, - почти гениальный фильм

29-е, нет, уже 30-е генваря. Полпервого ночи. В "Закрытом показе" Александра Гордона фильм Карена Шахназарова "Палата № 6".

4.33 КБ Режиссер Карен Шахназаров

Признаюсь, мне нравится Гордон, несмотря на длинный список претензий, ему предъявляемых. И "ЗП" - передача правильная и нужная. У нее "всего лишь" 3 недостатка:
а) позднее время,
б) практически полное отсутствие интересных фильмов, которые оправдали бы эти ночные бдения (я посмотрел в рамках этой передачи десятка два в высшей степени посредственных (ИМХО) фильмов, название большей части которых не запомнил. С некоторой натяжкой исключением явилось, пожалуй, "Дикое поле"),
в) "дурацкие" (по большей части) обсуждения, качество которых к тому же неуклонно снижается. (Тем не менее, из 10 приглашенных "спорщиков" полтора-два порою высказывают интересные мнения, ну и прибавьте к этому самого неизменно "мудро-печального" Гордона. В общем, соотношение получается неплохое по "нонешним" временам.)

И вот вчера - фильм Шахназарова. Оценки, которые я слышал от уже посмотревших этот фильм, в основном - отрицательные. Главный, но страшный упрек: "Невыносимо скучно-о-о...". Что ж, ведь и самого Чехова многие упрекали (и упрекают) в том же грехе "скучности".

Шахназарова я давно знаю, как "крепкого мастера", разбирающегося в своем ремесле, "неровного", особых шедевров (опять же - ИМХО) не породившего. Но несколько фильмов (наряду с откровенно провальными) были вполне "смотрибельны". Среди них: "милый" "Курьер", понравившийся мне, хотя и абсолютно вторичный, "Город Зеро", щемящий, но "недотянутый", "Зимний вечер в Гаграх". Словом, по не вполне понятным мне самому причинам, смутное ощущение, что от этого режиссера еще можно чего-то ожидать, сохранялось. И, оказалось, не зря. Я наконец-то дождался превосходного фильма. Хотя он, конечно, не попадает в первую десятку в моем субъективном рейтинге (не попадает и в тридцатку), но это бесспорно Кино с большой буквы.

На развернутую рецензию я не готов, поэтому поделюсь несколькими разрозненными впечатлениями.
Во-первых, мне ни минуты не было скучно.
Во-вторых, как профессионал, знакомый с атмосферой "домов скорби" еще в СССР, могу подтвердить, что "дух" этих заведений передан очень точно. Мне могут возразить, что в этом нет ничего удивительного, ибо фильм снимался в одном из таких мест. Верно, но можно почти документально заснять сценки из "сумасшедшей жизни", а атмосфера исчезнет и останется только фальшь. У Шахназарова она (атмосфера) не только не пропала, но и все эпизоды вне стен сумасшедшего дома ею "проникнуты", так сказать.
Нельзя не сказать об актерах. Выбор актера на роль Хоботова - безусловно, стопроцентное попадание. Очень неплох Громов. А Ильин с его "потухшими глазами" абсолютно достоверен. Отдельно упомяну Панкратове-Черном. Этот "красавец-мужчина" на самом деле деле пал жертвой своей яркой внешности. Этот ничем, казалось бы, не перешибаемый образ глуповатого весельчака как бы создан для таких же глуповатых и непритязательных комедий. В которых он по большей части и снимался. Шахназарову удалось вплести (или победить?) эту внешность уже в "Зимнем вечере...", а в "Палате" Панкратов, вообще, идеально вписался в свою роль. И это, конечно, для режиссера - высший пилотаж.

Но самой большой удачей является вплетение неизмененного чеховского текста в "реалии сегодняшнего дня". На обсуждении Шахназарова за это более всего упрекали. В том числе и "защитники" (апропо, интересно, что делала сидевшая среди защитников симпатичная блондинка, не сказавшая ни единого слова и даже не представденная? О, чудеса телевизионного монтажа!). Действительно, текст "выламывается", порою звучит неорганично. Но, повторяю, на мой взгляд, в этом и была одна из сверхзадач фильма.Дерзкая, чтобы не сказать, дерзостная сверхзадача. И, по-моему, получилось. Чеховский текст в "царстве победившего быдла" не просто уместен, но и "высекает искру", создавая дополнительное (и очень важное) измерение.

(Лирическое отступление. На мой взгляд, уникальность Чехова как раз состоит в том, что он единственный, кажется, в мировой литературе автор, сумевший превратить "скучность" в мощнейший художественный прием. Стертая и полная штампов речь его интеллигентов, "лишних людей" в каждом "серьезном" произведении - этот, в сущности, единственный и нескончаемый монолог создает невероятный эффект серой, скучной и абсолютной безнадежности и беспросветности. За что многие небезосновательно считают Чехова самым "страшным" писателем. Вот нечто подобное удалось в фильме и Шахназарову.)

Вообще, "дерзких" приемов в фильме предостаточно, начиная с постоянно идущей и "непонятной" видеосъемки и кончая "домашним видео" Панкратова с "незаписавшимся звуком". По-моему. это просто блестящие находки. Некоторые детали важны, хотя и не всегда формулируемы. Так, идущий по болоту в начале фильма монах, оказывается тем же санитаром Никитой. Задним числом мне даже показалось (совсем в этом не уверен), что одна из сопровождающих его монахинь потом приглашает Ильина на финальный танец.

Разумеется, не обошлось без недостатков, начиная с чудовищного "ляпа", когда в самом начале "молодой специалист" Хоботов сообщает, что знаменитый Блейлер, "автор шизофрении" жил якобы в 17-м веке. Предположить, что этот "ляп" допущен намеренно, я не могу, ибо Хоботов никак не мог этого не знать. Такие "ляпы", которые остаются незамеченными подавляющим большинством зрителей, способны бесповоротно убить фильм в глазах (безусловно очень узкого круга) лиц, знакомых "с вопросом". Это, разумеется, мелочь, но очень досадная.

О других "недоделках" говорить не хочется. За исключением одной, более, чем понятной и простительной. Я имею ввиду последний эпизод, сам по себе совершенно блестящий, о двух девочках, глядящих в камеру. Я понимаю, что режиссер просто не нашел в себе сил отказаться от этого спонтанно родившегося финала. "Смех" одной из девочек и "естественная" неестественность другой тоже "высекает искру". Но для меня совершенно ясно, что фильм должен был кончаться предшествовавшим этому эпизоду кадром - панорамой белого монастыря в блеклых снегах.

И здесь, мне кажется, возможно и "нащупывается" разница между гениальным и очень талантливым авторами. Я предполагаю, что гений после мучительных колебаний все-таки отказался бы от включения в фильм последрего эпизода, а замечательный Шахназаров не одолел этого соблазна.

Вот почему приходится определять этот блестящий фильм, как ПОЧТИ гениальный.

Но, в целом, повторяю - это очень большая и редкая удача. Так что спасибо Шахназарову, актерам и Гордону. Да, и Чехова бы не забыть...
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Community