desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Categories:

«Будучи там»/«Being There» (Гел Эшби, 1979)

БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ
17.15 КБ
Классические фильмы, классическое кино — понятия подобного рода грешат временной неопределенностью. В какой именно период это должно быть снято? Для меня классическое кино — это свойство качества, в том смысле, как говорят о классике в целом. Поэтому почти случайно увиденную трагикомедию, «Будучи там» («Being There»), снятую в 1979 году Хэлом Эшби, без колебаний отношу к киноклассике. Потому что это экранное искусство высокого разбора.
«Будучи там» в свое время получил «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана (Мелвин Дуглас), два «Золотых глобуса» за главную мужскую роль (Питер Селлерс) и роль второго плана (Дуглас), а также британскую БАФТА за сценарий (Ежи Козински, по собственному роману). Эти призы точно обозначают источники успеха картины. «Будучи там» — образец хорошо сделанного американского кино, основанного на изобретательном, полном неожиданных поворотов сюжете и на блестящей актерской игре Мелвина Дугласа, легендарной голливудской кинокрасавицы Ширли Маклейн и, конечно, Питера Селлерса, известного в первую очередь по ранним фильмам Стенли Кубрика «Лолита» и «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу».
11.95 КБ
В «Будучи там» Селлерс играет мужчину среднего возраста по имени Шанс, который целую жизнь, с малых лет, прожил в одном доме, ухаживая за садом. Его единственная связь с миром — телевизор: когда Шанс не работает в саду, то смотрит всевозможные телешоу, постоянно переключая каналы. История начинается с того, что старый хозяин умирает, и теперь Шанс должен уйти. Первый раз в жизни он переступает порог этого дома.
В начальных сценах герой путешествует между совершенно разными социальными этажами — от вашингтонских трущоб до имения богатого и влиятельного человека (Дуглас), которому очень понравился Шанс. Причем опять-таки в социальном смысле, герой Селлерса совершенно безлик, он — лишь садовник и телезритель, у него нет ни документов, ни прошлого. Эта «стертость» подчеркивается не только странным именем, но и тем, что название профессии становится фамилией, и с определенного времени все так его и называют: Шанс Садовник.
Несмотря на все это, буквально за пару дней Садовник совершает умопомрачительный рывок вверх. К его советам прислушивается президент США. Женщины, политические деятели и журналисты его боготворят. Секрет Садовника — его язык, нейтральный, лишенный каких-либо политических, культурных или религиозных подтекстов. Шанс имеет в виду лишь то, о чем он говорит: зима, весна, осень, лето, растения, уход за садом, однако люди слышат в этих словах именно то, что хотят услышать. Язык — фактически еще один герой фильма. Большинство комичных ситуаций связаны с лингвистическими недоразумениями, и, наконец, нейтральный дискурс Шанса похож на райское наречие: язык без конфликтов, без власти или противоречий, язык, приемлемый для всех, является Божьим языком. С учетом это, становится ясным неожиданно «метафизический» финал.
Таким образом, «Будучи там» — на самом деле старое доброе повествование о Боге и человеке. Божественная комедия в прямом ( не литературном) смысле слова.
И, судя по истории Садовника, Богом быть нетрудно. Достаточно лишь говорить то, что думаешь, и иметь в виду именно то, что говоришь.

Дмитро Десятерик
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments