?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
АНЬЕС ВАРДА-3: Маленькая энергичная старушка и переворот в истории мирового кино.
Ich
shaherezada wrote in drugoe_kino
АНЬЕС ВАРДА-3: Маленькая энергичная старушка и переворот в истории мирового кино.
(Продолжение. Начало см.:
http://community.livejournal.com/drugoe_kino/1943514.html
http://community.livejournal.com/drugoe_kino/1946955.html)

Аньес-документалистка не придерживается общепринятых правил этого жанра. У неё свой собственный способ документирования: вокруг документа Аньес воссоздает его дух и стиль; составление и фиксация документа происходят путём его включения в контекст авторской наррации. Зритель должен проделать дополнительную работу: рассортировать материал просмотра, отделить эстетику и эмоциональную составляющую от фактов. В итоге зритель узнаёт о предмете больше, чем при классических доку-методах. Но о стиле Аньес Варда всегда можно сказать, что это не документалистика, не фикшн, и вообще непонятно что.

Первым из условно-документальных фильмов в ретроспективе был показан DOCUMENTEUR (1981). Во французском названии наложены друг на друга два смысла: собственно “документатор” и “лжец”. Таким образом зритель предупреждён, что тут не будет настоящей документалистики, что автор создала псевдодокумент (fake documentary). В фильме есть сюжет: молодая француженка ищет себе и сыну квартиру в Лос Анжелесе. Она разошлась с мужем, приехала в чужой для неё город, она страдает от одиночества и утраты. Об этом её внутренние монологи, подкреплённые сюрреалистическим городским пейзажем – никаких пальм, никакого солнца. Никаких киностудийных офисов. Жилые кварталы, по которым бродят мать и сын, образованы безликими лабиринтами из кубических домиков-ящичков. Роль мальчика сыграл Матьё Деми, сын Аньес, которого родители с малых лет приобщили к работе в кино. Он постоянно появляется и в других фильмах своей матери, зритель может наблюдать, как он растёт и взрослеет, как меняется его поведение и актёрское мастерство. А героиня – Джейн Биркин, любимая актриса и любимая подруга Аньес. Их сотрудничество продолжалось в течение всей творческой жизни. В честь 40-летнего юбилея Джейн Биркин Аньес Варда создала ей кинопамятник – фильм JANE B. PAR AGNES V. (1987).
Возвращаясь к DOCUMENTEUR: это грустный фильм о человеческом одиночестве. И об изнанке культового кинограда LA. Почему такой фильм надо включать в рубрику документалистики? Критерий – оценка этой работы самой Аньес, а главное – так она определяет ВСЮ свою документалистику, противопоставляя её конвенциональным доку-фильмам.

К DOCUMENTEUR примыкает фильм MUR MURS (1980), который в моём личном рейтинге занимает второе первое место, рядом с LES GLANEURS ET LA GLANEUSE. Как и DOCUMENTEUR, он тоже посвящён Лос Анжелесу. Но это совсем другой город. Ничего общего с больничной известковой белизной DOCUMENTEUR'a. MUR MURS (“Картины на стенах”) весь пронизан светом, насыщен цветом, формами, движением. Его “герой” (а точнее документируемый материал) – настенные граффити. Это своеобразная визитная карточка LА. В них запечатлена альтернативная история города. Её рассказывают чиканос – мексиканские иммигранты, и американские художники, которые вместе с иммигрантами протестуют против социальной изоляции и дискриминации чиканос. Заполненные фресками стены – это культурная традиция Мексики и Южной Америки. В официальном искусстве самыми известными представителями этой традиции являются Диего Ривера и Давид Сикейрос. В 30-40-х годах ХХ века эти художники жили и работали в США, причём именно в жанре монументальных фресковых росписей. Уже тогда скандально-знаменитый Давид Сикейрос украсил росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и арт-центра Плаза в Лос-Анджелесе (1932).

В фокусе камеры Аньес Варда появляются подростки на роликовых коньках, несущиеся вдоль фоновых стен, расписанных уличными художниками. Но постепенно фокус смещается, и уже рисунки проплывают на экране, заполняя его целиком, как будто это сама камера встала на ролики и в плавном полёте фиксирует странные образы, которые зритель хочет остановить, чтобы рассмотреть подробнее. И такой шанс ему даётся, но не сразу, а в ходе постепенного визуального и акустического погружения в необычный городской пейзаж Лос Анжелеса. Зритель так до конца и не понимает, как соотносятся те картины, которые он видит, с городом в целом. Расписанные граффитистами фасады и стены находятся в каком-то странном пространстве то ли товарного вокзала, то ли промзоны, то ли отрезка пляжных отелей. На этом пространстве нет улиц и городских кварталов, привычных нашему взгляду, натренированному европейскими городами. В наших городах не так уж много возможностей найти пригодный для свободной росписи фасад. А вот в этом странном районе “Лос-Анжелес-Сортировочный” настенную живопись можно измерять квадратными километрами. Она размещается в основном на стенах, непонятно что огораживающих, тянущихся бесконечной лентой, похожей на размотавшуюся бобину целлулоидной киноплёнки. И изображения, следуя за плоскостью этой “киноленты”, складываются то в тематические секвенции, а то и в целые сериалы картин-комиксов. В них есть набор персонажей, есть сюжетное и визуальное развитие их образов. Изображения на фасадах домов более статичны, чем на стенах, но поражают иногда своими масштабами. На многих картинах всплывает из глубин таинственный и непонятный мир мифов и легенд, перенесённых в американскую жизнь этносами-пришельцами. Другие граффити содержат ироническую реакцию на образы современной американской рекламы. Есть, разумеется, много живописи с протестными сюжетами на актуальные политические и социальные темы.
Для российского зрителя несомненно был бы интересен фильм 1965 года ELSA LA ROSE. Он посвящен легендарной супружеской паре поэтов: Луи Арагона и Эльзы Триоле. Эльза, в девичестве Элла Юрьевна Каган, родилась в Москве, в 1896 году. Она - младшая сестра Лили Брик, французская писательница, переводчица, лауреат Гонкуровской премии(1944). В фильме образы Триоле и Арагона представлены через их фотоархив, через воспоминания и рассказы о бурных вечерах в кафе Монпарнас, где встречались поэты и художники-модернисты начала ХХ-го века. Основоположник сюрреализма в литературе Арагон повествует, а точнее, фантазирует о детстве и юности своей жены и музы Эльзы Триоле. А сама Эльза беспристрастно рассуждает о том, как пересекаются миф и реальность, в то время как за кадром актёр Мишель Пикколи в быстром темпе читает стихи Арагона.

В своих фильмах-документациях Аньес Варда сохранила для истории многих знаменитых современников: режиссёров, актёров, художников, музыкантов.
Она поехала в 1963 году на Кубу и сделала там много чёрно-белых снимков, а на их основе потом скомпановала фильм SALUT LES CUBAINS. Анимированный фотомонтаж воссоздаёт эйфорию кубинской революции, он наполнен радостью, ритмом, оптимизмом: Фидель-музыка-милиционеры-социализм-ЧаЧаЧа...
Импульсом к документальному фильму-расследованию ULYSSE (1982) послужила фотография, сделанная Аньес в 1954 году. На ней каменистый пляж, мёртвая коза, ребёнок и голый мужчина спиной к зрителю. Спустя 28 лет Аньес случайно обнаруживает эту фотографию, пытается вспомнить, кто эти люди, и начинает их разыскивать. По ходу дела она ищет ответы на вопросы: что такое воспоминания, в чём сущность фотографии, как мы переживаем необратимый бег времени.
У неё есть фильм о фотовыставке в Мюнхенском Доме художника, где на 1.500 фотографиях обязательно присутствовал плюшевый медвежонок (YDESSA, LES OURS ET ETC, 2004).
В фойе к/т Арсенал в течение всей ретроспективы показывали на мониторах 15-минутные короткометражки из телевизионной серии UNE MINUTE POUR UNE IMAGE (1983), в них Аньес Варда комментировала фотографии.

Охватить весь отсмотренный доку-репертуар в одном обзоре я не могу. Моя цель состоит в том, чтобы имя Аньес Варда хоть у кого-нибудь из читателей осталось в памяти и чтобы вы не упустили случая посмотреть её фильмы.
(Продолжение следует)

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
...lj-cut... ТЕКСТ .../lj-cut...

Спасибо за интересную статью!

  • 1