Лариса Лисюткина (shaherezada) wrote in drugoe_kino,
Лариса Лисюткина
shaherezada
drugoe_kino

Categories:

АНЬЕС ВАРДА-3: Маленькая энергичная старушка и переворот в истории мирового кино.

АНЬЕС ВАРДА-3: Маленькая энергичная старушка и переворот в истории мирового кино.
(Продолжение. Начало см.:
http://community.livejournal.com/drugoe_kino/1943514.html
http://community.livejournal.com/drugoe_kino/1946955.html)

Аньес-документалистка не придерживается общепринятых правил этого жанра. У неё свой собственный способ документирования: вокруг документа Аньес воссоздает его дух и стиль; составление и фиксация документа происходят путём его включения в контекст авторской наррации. Зритель должен проделать дополнительную работу: рассортировать материал просмотра, отделить эстетику и эмоциональную составляющую от фактов. В итоге зритель узнаёт о предмете больше, чем при классических доку-методах. Но о стиле Аньес Варда всегда можно сказать, что это не документалистика, не фикшн, и вообще непонятно что.

Первым из условно-документальных фильмов в ретроспективе был показан DOCUMENTEUR (1981). Во французском названии наложены друг на друга два смысла: собственно “документатор” и “лжец”. Таким образом зритель предупреждён, что тут не будет настоящей документалистики, что автор создала псевдодокумент (fake documentary). В фильме есть сюжет: молодая француженка ищет себе и сыну квартиру в Лос Анжелесе. Она разошлась с мужем, приехала в чужой для неё город, она страдает от одиночества и утраты. Об этом её внутренние монологи, подкреплённые сюрреалистическим городским пейзажем – никаких пальм, никакого солнца. Никаких киностудийных офисов. Жилые кварталы, по которым бродят мать и сын, образованы безликими лабиринтами из кубических домиков-ящичков. Роль мальчика сыграл Матьё Деми, сын Аньес, которого родители с малых лет приобщили к работе в кино. Он постоянно появляется и в других фильмах своей матери, зритель может наблюдать, как он растёт и взрослеет, как меняется его поведение и актёрское мастерство. А героиня – Джейн Биркин, любимая актриса и любимая подруга Аньес. Их сотрудничество продолжалось в течение всей творческой жизни. В честь 40-летнего юбилея Джейн Биркин Аньес Варда создала ей кинопамятник – фильм JANE B. PAR AGNES V. (1987).
Возвращаясь к DOCUMENTEUR: это грустный фильм о человеческом одиночестве. И об изнанке культового кинограда LA. Почему такой фильм надо включать в рубрику документалистики? Критерий – оценка этой работы самой Аньес, а главное – так она определяет ВСЮ свою документалистику, противопоставляя её конвенциональным доку-фильмам.

К DOCUMENTEUR примыкает фильм MUR MURS (1980), который в моём личном рейтинге занимает второе первое место, рядом с LES GLANEURS ET LA GLANEUSE. Как и DOCUMENTEUR, он тоже посвящён Лос Анжелесу. Но это совсем другой город. Ничего общего с больничной известковой белизной DOCUMENTEUR'a. MUR MURS (“Картины на стенах”) весь пронизан светом, насыщен цветом, формами, движением. Его “герой” (а точнее документируемый материал) – настенные граффити. Это своеобразная визитная карточка LА. В них запечатлена альтернативная история города. Её рассказывают чиканос – мексиканские иммигранты, и американские художники, которые вместе с иммигрантами протестуют против социальной изоляции и дискриминации чиканос. Заполненные фресками стены – это культурная традиция Мексики и Южной Америки. В официальном искусстве самыми известными представителями этой традиции являются Диего Ривера и Давид Сикейрос. В 30-40-х годах ХХ века эти художники жили и работали в США, причём именно в жанре монументальных фресковых росписей. Уже тогда скандально-знаменитый Давид Сикейрос украсил росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и арт-центра Плаза в Лос-Анджелесе (1932).

В фокусе камеры Аньес Варда появляются подростки на роликовых коньках, несущиеся вдоль фоновых стен, расписанных уличными художниками. Но постепенно фокус смещается, и уже рисунки проплывают на экране, заполняя его целиком, как будто это сама камера встала на ролики и в плавном полёте фиксирует странные образы, которые зритель хочет остановить, чтобы рассмотреть подробнее. И такой шанс ему даётся, но не сразу, а в ходе постепенного визуального и акустического погружения в необычный городской пейзаж Лос Анжелеса. Зритель так до конца и не понимает, как соотносятся те картины, которые он видит, с городом в целом. Расписанные граффитистами фасады и стены находятся в каком-то странном пространстве то ли товарного вокзала, то ли промзоны, то ли отрезка пляжных отелей. На этом пространстве нет улиц и городских кварталов, привычных нашему взгляду, натренированному европейскими городами. В наших городах не так уж много возможностей найти пригодный для свободной росписи фасад. А вот в этом странном районе “Лос-Анжелес-Сортировочный” настенную живопись можно измерять квадратными километрами. Она размещается в основном на стенах, непонятно что огораживающих, тянущихся бесконечной лентой, похожей на размотавшуюся бобину целлулоидной киноплёнки. И изображения, следуя за плоскостью этой “киноленты”, складываются то в тематические секвенции, а то и в целые сериалы картин-комиксов. В них есть набор персонажей, есть сюжетное и визуальное развитие их образов. Изображения на фасадах домов более статичны, чем на стенах, но поражают иногда своими масштабами. На многих картинах всплывает из глубин таинственный и непонятный мир мифов и легенд, перенесённых в американскую жизнь этносами-пришельцами. Другие граффити содержат ироническую реакцию на образы современной американской рекламы. Есть, разумеется, много живописи с протестными сюжетами на актуальные политические и социальные темы.
Для российского зрителя несомненно был бы интересен фильм 1965 года ELSA LA ROSE. Он посвящен легендарной супружеской паре поэтов: Луи Арагона и Эльзы Триоле. Эльза, в девичестве Элла Юрьевна Каган, родилась в Москве, в 1896 году. Она - младшая сестра Лили Брик, французская писательница, переводчица, лауреат Гонкуровской премии(1944). В фильме образы Триоле и Арагона представлены через их фотоархив, через воспоминания и рассказы о бурных вечерах в кафе Монпарнас, где встречались поэты и художники-модернисты начала ХХ-го века. Основоположник сюрреализма в литературе Арагон повествует, а точнее, фантазирует о детстве и юности своей жены и музы Эльзы Триоле. А сама Эльза беспристрастно рассуждает о том, как пересекаются миф и реальность, в то время как за кадром актёр Мишель Пикколи в быстром темпе читает стихи Арагона.

В своих фильмах-документациях Аньес Варда сохранила для истории многих знаменитых современников: режиссёров, актёров, художников, музыкантов.
Она поехала в 1963 году на Кубу и сделала там много чёрно-белых снимков, а на их основе потом скомпановала фильм SALUT LES CUBAINS. Анимированный фотомонтаж воссоздаёт эйфорию кубинской революции, он наполнен радостью, ритмом, оптимизмом: Фидель-музыка-милиционеры-социализм-ЧаЧаЧа...
Импульсом к документальному фильму-расследованию ULYSSE (1982) послужила фотография, сделанная Аньес в 1954 году. На ней каменистый пляж, мёртвая коза, ребёнок и голый мужчина спиной к зрителю. Спустя 28 лет Аньес случайно обнаруживает эту фотографию, пытается вспомнить, кто эти люди, и начинает их разыскивать. По ходу дела она ищет ответы на вопросы: что такое воспоминания, в чём сущность фотографии, как мы переживаем необратимый бег времени.
У неё есть фильм о фотовыставке в Мюнхенском Доме художника, где на 1.500 фотографиях обязательно присутствовал плюшевый медвежонок (YDESSA, LES OURS ET ETC, 2004).
В фойе к/т Арсенал в течение всей ретроспективы показывали на мониторах 15-минутные короткометражки из телевизионной серии UNE MINUTE POUR UNE IMAGE (1983), в них Аньес Варда комментировала фотографии.

Охватить весь отсмотренный доку-репертуар в одном обзоре я не могу. Моя цель состоит в том, чтобы имя Аньес Варда хоть у кого-нибудь из читателей осталось в памяти и чтобы вы не упустили случая посмотреть её фильмы.
(Продолжение следует)
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments