Лариса Лисюткина (shaherezada) wrote in drugoe_kino,
Лариса Лисюткина
shaherezada
drugoe_kino

Category:

Аньес Варда: Маленькая энергичная старушка и переворот в истории кино.

Сентябрь прошёл под знаком огромного культурного события: юбилейной ретроспективы фильмов Аньес Варда (*1928). Ретроспектива дала возможность прожить её жизнь как “свою”, увидеть эпоху её глазами на ежевечерних сеансах в культовом берлинском к\т “Арсенал” - он назван так в честь фильма Александра Довженко и расположен на Потсдамер Платц, в одном здании с Музеем кино и телевидения. Рядом - кинокомплекс СинеСтар, где в Берлине проходят все значительные кинопремьеры. Напротив – Cinemaxx, 3D-кинотеатр.

Имя и творчество Аньес Варда мало известны российскому зрителю. Разве что узкому кругу людей, имеющих доступ к столичным фестивальным площадкам и к кинотеатрам, где идут фильмы из киноархивов. В 1995 г. в Москве была её ретроспектива, о чём написал в “Коммерсанте” Андрей Плахов: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=113361

На Западе ситуация почти аналогичная. Здесь любители “сложного” кино наверняка слышали её имя и видели её фильмы. И всё же у Аньес Варда, социально и политически ангажированной интеллектуалки, феминистки, не пропустившей ничего из духовных и философских исканий своего времени, отмеченной многими престижными международными премиями, зрительская аудитория гораздо меньше, чем у её мужа, режиссёра Жака Деми, снявшего мюзиклы “Шербургские зонтики” и “Девушки из Рошфора”. Трудно представить ещё одну творческую пару, в которой супруги так разительно отличались бы друг от друга в своём творчестве, как Аньес Варда и Жак Деми. При этом оба, каждый по-своему, были новаторами, наложившими отпечаток на историю мирового кино.

На Берлинской юбилейной ретроспективе Аньес Варда зрителю представили творческое наследие этой великой женщины-режиссера всё целиком. Аньес приезжала на открытие, дважды общалась с публикой, давала пресс-конференцию. Я отсмотрела 20 сеансов из 40. Иногда это были два или три короткометражных фильма в одном сеансе. Я ходила в “Арсенал” почти каждый вечер. Часто с друзьями, которые тоже “подсели” на внешне демократичные, а по сути мистические, загадочные и трагикомические современные притчи Аньес Варда. В уютном кинозале с мягкими креслами на время ретроспективы сложилось что-то вроде фэн-клуба. Зрителей было мало, и скоро мы узнавали друг друга уже на подходе, да и кассиры знали нас в лицо. У нас образовались “свои места”, с постоянными соседями под боком. Естественно, завязывались разговоры, обмен мнениями, знакомства. Когда ретроспектива завершилась, возникло ощущение “нехватки”, потери, пустоты и растерянности. У картин Аньес Варда очень странная аура. В них так много её самой, её семьи, её друзей, её пространства (фильм 2008 года “Побережья Аньес”) - иными словами, так много личного, что все фильмы в сумме можно воспринять как её специфический кинодневник, чем-то даже сходный с ЖЖ-текстом. На первом месте стоит обращённое лично “к тебе” эмоциональное послание, но оно соседствует с философским дискурсом об общечеловеческих проблемах, с дерзким киноэкспериментом, провокацией, игрой с кинокамерой и с кинозрителем. Почти всегда Аньес Варда одновременно с кинотекстом показывает зрителю и свой метод – как “это” делается, и саму себя в процесе съёмки. Её официально считают одной из “матерей-основательниц”Nouvelle Vague, и она это подтверждает в созданной ею субъективной истории мирового и французского кинематографа, снимая и снимаясь вместе со своими коллегами и современниками: Эриком Ромером, Жаком Деми, Жан-Люк Годаром. Для меня лично нет сомнения, что творческое наследие Аньес Варда недооценено по одной-единственной причине: из-за того, что она - женщина. В ту эпоху, когда она начинала свою карьеру, у общества ещё не было понимания, как действуют механизмы дискриминации по принципу пола на пространстве художественного высказывания. Эти механизмы были деконструированы примерно лет 30/40 спустя, в 70/80-х годах, и позже стали достоянием массового общественного дискурса. Но на творчество Аньес эти механизмы до сих пор сохраняют своё действие ex post. Её место в каноне культуры ХХ века определилось тогда, и сейчас это уже очень трудно изменить. Впрочем, вовсе не факт, что переоценка не состоится уже никогда.

Большинство работ Аньес Варда можно отнести к жанру фильма-эссе. Даже когда в них есть сюжет, интрига и художественный эксперимент, всё это прикреплено к конкретной осевой идее, она и обеспечивает материалу целостность. Игровое и документальное кино дополняют друг друга в рамках одного фильма, но это не всегда Fake Documentary. Аньес Варда с самого начала отказалась соблюдать жанровые границы. Почти все её фильмы – это шпагат между поэтической фикциональностью и документалистким реализмом. В её кинопочерке акценты делаются на открытость к экспериментам, интеллектуализм, интерес ко взаимодействию единичного и всеобщего, социального и личного, даже интимного. Аньес Варда теснейшим образом связана с политическим и идеологическим контекстом своей эпохи, а именно, второй половины ХХ-го века.

Ретроспектива открылась итоговым фильмом “Побережья Аньес” (2008), она сняла его о самой себе к своему 80-летию. Надо сказать, что в лице Аньес её коллеги-кинематографисты обрели чуткого и заботливого документалиста и архивиста. Среди её киногероев на первом месте муж, Жак Деми, ему она посвятила несколько фильмов, один из которых - “Жако из Нанта” - посмертный памятник и признание в любви. Он умер в 1990 году, и сейчас уже можно не скрывать, что его диагноз был СПИД (раньше говорили: рак).

Как рассказывать в формате ЖЖ об огромном по объёму и разностильном материале? В один пост с такой ретроспективой и с такой личностью точно не уложишься. Попробую сгруппировать фильмы тематически. Получится как минимум серия из трёх постов. Не считая этого, вводного, в котором я попыталась очертить масштаб фигуры Аньес Варда и контекст её работы в кино. Сама я впервые узнала её имя в 2002 году. Подруга- феминистка из Кёльна позвала меня на новый фильм: “Собиратели и собирательницы”. С первых же кадров он дал мне ощущение, что я обрела нечто безошибочно своё. Но прошло 7 лет прежде чем я опять встретилась с творчеством Аньес Варда, теперь уже на этой ретроспективе. А в промежутке была ЖЖ-интерлюдия. Моя френдесса Даша ака abkde - яркая личность, увлечённая теологией, музыкой, путешествиями по всей планете - заинтересовалась после поездки в Италию экологией, конкретно проблемой мусора. Его социогенезом, отношением к нему со стороны общества и его переработкой. Я вспомнила о фильме “Собиратели и собирательницы”. О культурном вИдении “отходов”, которое выражено у Аньес Варда. Даша разыскала фильм в сети. Она написала большой пост, в котором связала этот фильм непосредственно с собой, своей семьёй и своим жизненным опытом: http://abkde.livejournal.com/127945.html. Более того, она опубликовала подробные цитаты из фильма у себя в ЖЖ. Тем, кому интересна фигура Аньес Варда, я рекомендую почитать для начала пост abkde. Но при этом учесть, что творчество Аньес Варда невероятно разнообразно. Например, фильм “Счастье” (Le Bonheur) настолько отличается от “Собирателей и собирательниц”, что кажется вышедшим из-под совсем иной руки...

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments