3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in drugoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
drugoe_kino

Categories:

"Серьёзный человек" / "A Serious Man" (2009) Э. и Дж. Коэнов



В "Миссия невыполнима" подставленный герой Тома Круза находит шпионский ключ в Книге Иова, части Библии, повествующей о немыслимых страданиях человека, веру которого решил проверить Бог. Этим Де Пальма как бы создает фильму некий культурологический бэкграунд и приятные библейские аллюзии, но на деле это просто постмодернистские понты. Коэны тоже проходят по ведомству постмодернизма, перекраивая как отдельные фильмы, так и целые жанры.
И "Серьезного человека" вполне можно воспринять оммажем Книге Иова. Главный герой - профессор Ларри Гопник, преподаватель физики. На дворе 1967 год. Молодежь курит марихуану, тусит в клубах с названием "Дыра" и слушает психоделику. Но у людей старше 30 продолжается обычная жизнь - работа, семья, воспитание детей. У Ларри в последнее время все идет не особо гладко - жена требует развод, перспективы с зачислением в штат университета не очень понятны, сосед-реднек пытается отхватить кусок земли, а на шее висит старший брат Артур, страдающий кожным заболеванием социопат-толстяк.
В "Серьезном человеке" все эти напасти начинают образовывать разрастающийся снежный ком, вызывающий у Ларри состояние нервного срыва. Коэны обрисовывают их в своей обычной манере - есть замученный герой-неудачник и есть другие самодовольные граждане, обращающиеся с Ларри в диапазоне от разговора с маленьким ребенком до плохо скрываемого хамства. Ларри все это бесит, так как интеллигентный еврейский преподаватель, привыкший действовать в рамках жесткой субординации, не может не то, что взять бейсбольную биту и раскрошить пару капотов, но даже вякнуть что-либо в ответ.
И вот Ларри сначала вынужден съехать из дома в мотель, чтобы его место занял любовник жены. А затем организовывает его похороны, произошедшие в результате автомобильной аварии.
Но все эти ситуации вызывают на самом деле лишь гомерический хохот - Коэны режиссируют их на манер монтипайтонских скетчей, в которых социальная злободневность сплетена с абсурдом, отыгранным с самым серьезным выражением лица.
В самых неудачных фильмах Коэнов - "Невыразимой жестокости" или "Сжечь после прочтения" - это было бы лишь цирковыми гэгами. В "Серьезном человеке" диковатая анекдотическая ситуация приобретает глубину самого реалистичного и жизненного рассказа. Ларри Гопник становится действительно тем самым библейским Иовом, чьи мучения может проистекают от комичного абсурда повседневности, но ранят нашего героя не менее сильно и может как раз по причине их гораздо меньшей трагичности. Гопник действительно становится и жертвой собственного слабоволия, и жертвой эгоизма в отношениях между людьми.
Дополнительное и очень важное измерение фильму придает действие, практически все время происходящее в еврейской среде - со строгим соблюдением ритуалов, празднованиями, раввинами вместо психоаналитиков. Из фильм мне стало понятно, что анекдоты про евреев лучше слышать от самих евреев - в "Серьезном человеке" Коэны превращают этот жанр в миниатюру эпического размаха, цинизма и как ни странно какой-то светлой, очищающей энергетики. Совершенно фантастическая вступительная старинная новелла про мертвого раввина! А анекдот про еврейские письмена, обнаруженные евреем-стоматологом на внутренней стороне зубов гоя-пациента - просто какой-то гибрид Аллена с Дэвидом Линчем! Не сомневаюсь, что Коэны решили потоптаться тут на этих двух классиках. Да, еврейскость "Серьезного человека" просто самым неприличным образом зашкаливает, доходя до ядовитых шуток над обрядами: бар-мицва обкуренного сына Гопника как триумф субъективной камеры. Думаю, что люди из религиозной организации, финансировавшей первый фильм Коэнов серьезно призадумаются, если не помрут со смеха во время просмотра.
Но шутки в сторону, лучше стоит понять почему Коэны сняли историю в антураже 1967 года. Ретро там маловато. "Somebody To Love" звучит из каждого утюга и пахнет вкусным дымком - но на экране однотипные дома в пригороде, скучные кафе, солидные кабинеты. Историю о том, как покарал университетского препода суровый еврейский Бог оставим более простодушным критикам видящим только то, что написано на заборе. Мы же, как люди культурологически подкованные, обратим внимание на схождение в фильме трех смысловых линий: смены общественной парадигмы, кризиса среднего возраста и традиционного мышления, веками консервировавшегося еврейской общиной. Коэны совершенно не случайно показывают нам обряд бар-мицва, посвящения мальчика в мужчины, ответственного за свои поступки. Показывают и высмеивают его ритуальный пафос. Тот самый пафос, который затем будет давить на Ларри и его брата, страдающих, что Бог не указал им верный путь и они не стали серьезными людьми. Без сомнения подобное внутреннее напряжение, не дающее человеку осмысленно взглянуть на свое существование, вместо того, чтобы находится в невыносимых тисках моральных самоугрызений к концу 60-х стало настолько очевидным психологическим состоянием, что Серк и Рей снимали про это фильмы, на материале белых англосаксов. И Коэны, дав нам посмеяться над казалось бы совершенно явными для современников нелепицами, рассказывают и о причинах молодежной революции, и о ушедших общественных нормах, и о том, что выбор пути так и продолжает оставаться в руках каждого из нас. И как советует раввин Маршак, "когда правда оказывается ложью, а надежда внутри тебя погибает" - надо просто включить любимый альбом Jefferson Airplane.
Интересно, что фильм вполне можно рассматривать как некое "Назад в будущее" относительно "Любовников" Грея, герой Хоакина Феникса чуть располнел, но сохранил инфантилизм и нервное выражение лица. И все происходящее в "Серьезном человеке" еще один жизненный этап пути традиционного еврейского персонажа - шлимазла. Персонажа, сделавшего шедеврами "Фарго" и "Большого Лебовского". "Серьезный человек", с финалом а-ля "Короткие истории" Олтмена и "Магнолия" Андерсона, если и отстает от них, то ненамного.

Tags: 2009, братья Коэн
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →