Варвара Ухорская (kinouho) wrote in drugoe_kino,
Варвара Ухорская
kinouho
drugoe_kino

Categories:

Повелитель бури | The Hurt Locker

Повелитель бури | The Hurt LockerФильм – номинант на Золотой Глобус как лучший драматический. И он – действительно драматический.
Его драматизм, на мой взгляд, многократно усиливается тем, что режиссер – женщина. Кэтрин Бигилоу. Великая женщина-режиссер. Как Татьяна Лиознова. Потому что она снимает фильмы на мужской территории и делает это лучше мужчин.  ("К-19" и "На гребне волны" - и никаких слов больше не нужно).

Нет ничего удивительного, когда женщина снимает женскую историю, драму, комедию – о любви, о семье, об одиночестве и карьере, о детях и родителях, о страданиях и победах молодых и старых представительниц той же половины человечества.
Это замечательные темы, и огромная часть фильмов именно об этом и рассказывают, и все это нам интересно и мило: женщинам – потому, что это – про них. Мужчинам – потому что они ведут в кино своих подружек, подружки рады – и мужчины вместе с ними.

Но есть – без обид! – мужская территория. Ну, ладно, большой бизнес и большую политику с грехом пополам женщины уже отвоевали.
Остается одна чисто мужская территория. Война. Тут уж – умолкни, феминизм! – вы не будете спорить, что можно сделать женщину министром обороны, можно – солдатом Джейн, но в любых окопах – Сталинграда или Багдада – сидят все-таки мужчины. И на командных пунктах. Пока. Сидят мужчины.
Хотя такие женщины, как Татьяна Лиознова и Кэтрин Бигилоу наверняка справились бы и с командованием фронтом. Но они пока предпочитают заниматься кино.


Если кого зацепило, ладно, вот вам – в Багдаде нет окопов. Зато там есть саперы. Тут уж – точно, такие же, как в Сталинграде. Ну, можно сказать, что нет, у них совсем другие средства вооружения и обезвреживания бомб, что у них есть радиоуправляемые роботы на гусеничном ходу, нажал на кнопочку, робот поехал и сделал все, что надо, а ты сиди, кури себе в стороночке. Собственно говоря, с этого робота фильм и начнется.

Но бомбы все равно закладывают люди. И обезвреживают люди. Только так. Очень близко. В таком непосредственном контакте со смертью, что и не снилось никому. Впрочем, почему "никому"?

У великого американского же писателя Фолкнера есть маленький такой рассказ про войну, называется "Полный поворот кругом". О том, как где-то в Европе во время второй мировой познакомились матерый, лет двадцати семи, летчик-ас, штурмовик и истребитель – и совсем молоденький, как бы необстрелянный, чем-то неясным там на войне занимающийся паренек лет двадцати.
И после того, как бравый летчик долго рассказывал о своих геройствах, расчувствовавшийся от уважения юнец захотел показать, что же он умеет – и взял его с собой на дело.
Оказалось, он был – не сапером, как в фильме "Повелитель бури", а, наоборот – минером. Он ставил мины прямо на немецкие корабли, подплывая к ним вплотную на маленьком катерочке, практически скутере. С бомбой на перевес. А по нему стреляют в это время, все такое. И так – каждый день. Вот рассказ ведется от имени летчика-аса – насколько то, что ему открылось, было ближе к смерти, чем его – тоже ежедневные – боевые вылеты.

Kathryn Bigelow, Кэтрин БигилоуЗачем я вам это рассказываю? Ну не содержание же фильма "Повелитель бури" вам рассказывать! Вы его сами посмотрите и сами все узнаете.
Только – вот еще что: этот жесткий, местами – натуралистичный, очень жесткий и правдивый фильм о войне – вовсе не антивоенный. Так уж вышло.
Как будто женщина-режиссер, глядя в объектив кинокамеры на этих пропыленных, прожаренных палящим солнцем пустыни, простреленных в нескольких местах мужчин, видит, наконец, настоящих мужчин. И не важно, насколько нужна, справедлива или бесчеловечна эта война. Мужчины делают свое дело. Настоящее дело. Там они могут погибнуть. И погибают – прекрасными (посмотрите, как хороши, как свежи были розы – Гай Пирс и Рейф Файнс! Да этих задохликов-невротиков такими прекрасными даже представить себе было трудно!)
А на гражданке в походах по супермаркетам они, мужчины,  конечно, жизнью не рискуют. Но разве это жизнь?


Повелитель бури | The Hurt Locker: США - 2008

Subscribe

  • Сказки Александра Роу.

    Что за прелесть, эти сказки! Народ не может существовать, не помня о своих корнях, не обращаясь к истокам своего самосознания. Национальный миф…

  • Орда (2012, реж. А. Прошкин)

    Полтора года я ждал от автора этой рецензии - "Орда", лучшая российская картина 2012 года, настолько монументальна, что не подступиться. И…

  • Собачье сердце (1988, реж. В. Бортко)

    Москва. 20-ые годы... Всюду разруха, голод, местком и беспросветная культпросветкомиссия. Профессор Воланд еще не успел почтить своим вниманием…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

  • Сказки Александра Роу.

    Что за прелесть, эти сказки! Народ не может существовать, не помня о своих корнях, не обращаясь к истокам своего самосознания. Национальный миф…

  • Орда (2012, реж. А. Прошкин)

    Полтора года я ждал от автора этой рецензии - "Орда", лучшая российская картина 2012 года, настолько монументальна, что не подступиться. И…

  • Собачье сердце (1988, реж. В. Бортко)

    Москва. 20-ые годы... Всюду разруха, голод, местком и беспросветная культпросветкомиссия. Профессор Воланд еще не успел почтить своим вниманием…