Фильм – номинант на Золотой Глобус как лучший драматический. И он – действительно драматический.
Его драматизм, на мой взгляд, многократно усиливается тем, что режиссер – женщина. Кэтрин Бигилоу. Великая женщина-режиссер. Как Татьяна Лиознова. Потому что она снимает фильмы на мужской территории и делает это лучше мужчин. ("К-19" и "На гребне волны" - и никаких слов больше не нужно).
Нет ничего удивительного, когда женщина снимает женскую историю, драму, комедию – о любви, о семье, об одиночестве и карьере, о детях и родителях, о страданиях и победах молодых и старых представительниц той же половины человечества.
Это замечательные темы, и огромная часть фильмов именно об этом и рассказывают, и все это нам интересно и мило: женщинам – потому, что это – про них. Мужчинам – потому что они ведут в кино своих подружек, подружки рады – и мужчины вместе с ними.
Но есть – без обид! – мужская территория. Ну, ладно, большой бизнес и большую политику с грехом пополам женщины уже отвоевали.
Остается одна чисто мужская территория. Война. Тут уж – умолкни, феминизм! – вы не будете спорить, что можно сделать женщину министром обороны, можно – солдатом Джейн, но в любых окопах – Сталинграда или Багдада – сидят все-таки мужчины. И на командных пунктах. Пока. Сидят мужчины.
Хотя такие женщины, как Татьяна Лиознова и Кэтрин Бигилоу наверняка справились бы и с командованием фронтом. Но они пока предпочитают заниматься кино.
Если кого зацепило, ладно, вот вам – в Багдаде нет окопов. Зато там есть саперы. Тут уж – точно, такие же, как в Сталинграде. Ну, можно сказать, что нет, у них совсем другие средства вооружения и обезвреживания бомб, что у них есть радиоуправляемые роботы на гусеничном ходу, нажал на кнопочку, робот поехал и сделал все, что надо, а ты сиди, кури себе в стороночке. Собственно говоря, с этого робота фильм и начнется.
Но бомбы все равно закладывают люди. И обезвреживают люди. Только так. Очень близко. В таком непосредственном контакте со смертью, что и не снилось никому. Впрочем, почему "никому"?
У великого американского же писателя Фолкнера есть маленький такой рассказ про войну, называется "Полный поворот кругом". О том, как где-то в Европе во время второй мировой познакомились матерый, лет двадцати семи, летчик-ас, штурмовик и истребитель – и совсем молоденький, как бы необстрелянный, чем-то неясным там на войне занимающийся паренек лет двадцати.
И после того, как бравый летчик долго рассказывал о своих геройствах, расчувствовавшийся от уважения юнец захотел показать, что же он умеет – и взял его с собой на дело.
Оказалось, он был – не сапером, как в фильме "Повелитель бури", а, наоборот – минером. Он ставил мины прямо на немецкие корабли, подплывая к ним вплотную на маленьком катерочке, практически скутере. С бомбой на перевес. А по нему стреляют в это время, все такое. И так – каждый день. Вот рассказ ведется от имени летчика-аса – насколько то, что ему открылось, было ближе к смерти, чем его – тоже ежедневные – боевые вылеты. Зачем я вам это рассказываю? Ну не содержание же фильма "Повелитель бури" вам рассказывать! Вы его сами посмотрите и сами все узнаете.
Только – вот еще что: этот жесткий, местами – натуралистичный, очень жесткий и правдивый фильм о войне – вовсе не антивоенный. Так уж вышло.
Как будто женщина-режиссер, глядя в объектив кинокамеры на этих пропыленных, прожаренных палящим солнцем пустыни, простреленных в нескольких местах мужчин, видит, наконец, настоящих мужчин. И не важно, насколько нужна, справедлива или бесчеловечна эта война. Мужчины делают свое дело. Настоящее дело. Там они могут погибнуть. И погибают – прекрасными (посмотрите, как хороши, как свежи были розы – Гай Пирс и Рейф Файнс! Да этих задохликов-невротиков такими прекрасными даже представить себе было трудно!)
А на гражданке в походах по супермаркетам они, мужчины, конечно, жизнью не рискуют. Но разве это жизнь?
Повелитель бури | The Hurt Locker: США - 2008
Повелитель бури | The Hurt Locker
Recent Posts from This Community
-
Alex van Warmerdam. От «Последних дней Эммы Бланк» до «Шнайдер против Бакса»
Впервые картину Вармердама я посмотрел лет семь назад, это были «Северяне» - второй фильм голландца, снятый в 1992 году. Надо…
-
Вечная и элегантаная Мисс Манипени :-)
Здравствуйте уважаемые Один из ключевых персонажей в Бондиаде. Личный секретарь М. Как звать точно неизвестно. То ли Ив, то ли Джейн, то ли еще как.…
-
Это всего лишь конец света / Juste la fin du monde
В фильме «Это всего лишь конец света» почти ничего не происходит: семья болтает, переругивается, вспоминает эпизоды из прошлого, а Гаспар Ульель с…
Recent Posts from This Community
-
Alex van Warmerdam. От «Последних дней Эммы Бланк» до «Шнайдер против Бакса»
Впервые картину Вармердама я посмотрел лет семь назад, это были «Северяне» - второй фильм голландца, снятый в 1992 году. Надо…
-
Вечная и элегантаная Мисс Манипени :-)
Здравствуйте уважаемые Один из ключевых персонажей в Бондиаде. Личный секретарь М. Как звать точно неизвестно. То ли Ив, то ли Джейн, то ли еще как.…
-
Это всего лишь конец света / Juste la fin du monde
В фильме «Это всего лишь конец света» почти ничего не происходит: семья болтает, переругивается, вспоминает эпизоды из прошлого, а Гаспар Ульель с…
Community Info