3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in drugoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
drugoe_kino

Categories:

"Маньяк" / "Maniac" (1980) У. Ластига



по сценарию Joe Spinell, сыгравшего заглавную роль. обрюзгший 40-летний громила, поглаживающий перед зеркалом свою оплывшую грудь, живет в захламленной комнате, уставленной горящими свечами. вместе с ним живут манекены, все в кровавых подтеках от прибиваемых к ним скальпов жертв. Нью-Йорк, грязный, пустынный ночью мегаполис идеальное место для его охоты. входная дверь каморки маньяка выходит на зарешеченный двор с мусорными баками. сам он страдает от импотенции, привязанности к умершей матери и ненависти к женщинам, в которых он видит только шлюх. последняя жертва смертельно ранит его и полиции остается обнаружить только недвижный труп в его неприглядном жилище.
этим сюжет фильма и исчерпывается. главное же - впечатляюще схваченная атмосферность осенних нью-йорских улиц, подземки и дух уходящих 70-х. длинные мужские прически, огромные автомобили, избыточная косметика у женщин и их откровенная сексуальность. сравним "Маньяка" с примитивнейшим и убогим порно "Hot Summer in the City" (1976) Gail Palmer, выдаваемым за сексплотейшн. молодой человек провожает девушку до дома, там она видит как её мать занимается групповым сексом с неизвестными мужчинами. девушка убегает из дома на ночную улицу и попадает в руки группы негров, которые всю оставшуюся часть фильма её насилуют и унижают. казалось: все приметы времени налицо - мрачная урбанистическая обстановка, музыка The Doors и The Lovin' Spoonful, межрассовые отношения, уличное насилие. но все это лишь антураж малобюджетности, за пределы которой режиссер выйти не в состоянии и которой пользуется за неимением ничего другого. даже тени сомнения не возникает, что Gail Palmer просто собирал свой фильм из попавшегося под руку материала.
в фильме Ластига наоборот чувствуется его стремление воплотить на экране черты нездоровья 70-х. делает он это изобретательно, броско и лапидарно, приближаясь к лучшим сценам фильмов Ральфа Бакши. проституция, секс на заднем сидении автомобиля, припаркованного на обочине шоссе, угрожающе пустая ночная подземка. балансируя между жанровыми клише и авторскими устремлениями Ластиг фиксирует полную отчужденности и неопределенности жизнь главного города США. и маньяк в его фильме, несмотря на обозначенную фрейдистскую подоплеку, вполне может стать в один ряд с городскими ковбоями и таксистами.
копеечный бюджет не помешал режиссеру запечатлеть один из ярчайших портретов Нью-Йорка, в манере, которую без сомнения одобрил бы сам Кракауэр: в кадрах фильма документализм высшей пробы сплавлен с мрачнейшей экспрессивной поэтикой и новаторскими жанровыми решениями.
классическая сцена - погоня маньяка за одетой во все белое медсестрой. сначала это сумрак улиц, где фонари выхватывают грязные стены и перепуганное лицо жертвы, контраст грязного тротуара и кроссовок. затем безлюдная подземка, решетки и турникеты, которой становятся для нее натуральной клеткой. поезд захлопнувший двери перед носом отчаянно мечущейся жертвы. и наконец разрисованный граффити пристанционный туалет, оборачивающий то спасительным прибежищем, то смертельной ловушкой. именно среди его зеленых стен прячется белоснежка-медсестра.
не менее интересна драматургия фильма. все происходящее мы видим с точки зрения маньяка. полиция появляется только в финале, жертвы случайны и фильм становится его монологом. тут несомненно влияние фильмов Фрица Ланга - особенно "М" (1931). также как в "М" - герой жалуется на свою неспособность не убивать. и также как маньяк из "Когда город спит" (1955), Убийца с губной помадой, он терроризирует своих жертв в Нью-Йорке и находится под суровым материнским влиянием. Ластиг даже цитирует сцену, когда персонаж Джона Берримора пообщавшись с женщиной. отжимает собачку входной двери, а уже потом проникает в квартиру и убивает жертву.
но с маньяком Ластига не все так просто. Убийца с губной помадой западал на женщин старше его по возрасту. Норман из "Психо" (1960) убивал постоялиц, способных пробудить в нем эротический импульс. в "Маньяке" невозможно предугадать кто станет следующим - пара, одинокая девушка или проститутка. и благодаря этому из фильма напрочь исчезает конвейерность, характерная для слэшеров, расцветших в 80-е. Ластиг больше ориентируются на итальянские джало - здесь и красивые женщины из мира моды, и романтическая музыка, и готическая атмосфера квартиры маньяка с манекенами и куклами. где-то в середине сюжет делает интересный поворот - маньяк, представившись художником-абстракционистом, знакомится девушкой-фотографом и даже вызывает у неё симпатию. он приходит к ней в студию сменив свой нелюдимый милитари-стайл на элегантный пиджак и черные очки. это явное влияние итальянских фильмов ужасов добавляет новые краски к описанию главного героя. оказывается он вполне может быть импозантным и привлекательным. "Маньяк" по существу оказывается не фрейдистским фильмом ужасов, которым он изо все сил старается казаться, а фильмом о жизненном кризисе и страшном тупике, крахе. маньяк не просто сходит с ума и убивает жертв - он губит и свою жизнь. определяющим тут становится постоянно подчеркиваемый особенности его возраста и нездорового образа жизни - плохая кожа, пивное брюхо, неухоженные волосы. в отличии от безликих и неопределенных лет маньяков из классических слэшеров этот мужчина близок Кожаному Лицу из блистательной "Техасской резни бензопилой" (1974) Хупера. хотя тот и не имеет собственной личины, но белая рубашка, полнота, вид жилища говорят о нем многое. и еще один фильм отразившийся в картине Ластига - "Гитлер, фильм из Германии" (1977) Зиберберга. фассбиндеровский актер Peter Kern, переодетый в нацистскую форму, выдает в нем похожую карикатуру на убийцу из "М" Ланга, а постоянно присутствующие в фильме манекены и куклы делают это влияние еще более заметным.
конечно, финальная сцена, явно списанная с зомби-фильмов Ромеро, и самый последний кадр несколько примитивизируют "Маньяка" - но все равно он является одним из шедевров жанрового кино.
спецэффекты Тома Савиньи, сыгравшего мужчину в самой кровавой сцене.































Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments