Tenn (pol_ned) wrote in drugoe_kino,
Tenn
pol_ned
drugoe_kino

Categories:

Пузырь / The Bubble / Эйтан Фукс / 2006

68.27 КБ
Совсем недавно сделал приятное кинооткрытие – фильмы израильского режиссера Эйтана Фукса, популярного у себя на родине среди обычных зрителей, но не особо почитаемого кинокритиками. Оно и понятно: эмоционально избыточный, склонный к кичу, Фукс еще и не всегда адекватен в изображении политических реалий современного Израиля, раздражая соотечественников либеральностью в вопросе с палестинскими соседями. Скажу честно, израильские реалии для меня вопрос темный, однако в фильмах Фукса политическая составляющая не самоцель, а катализатор в отношениях героев, проявляющий в них то, что скрыто в обыденной жизни. Впрочем, терракты так же являются частью «обыденной жизни» героев фильмов Фукса и когда в новостях в очередной раз сообщают о взрыве, все привычно набирают номера близких людей, что бы узнать в порядке ли они. Ну а далее как у Чехова – если в первом акте висит ружье, то потом оно…
Однако, консервативную публику Фукс смущает либеральностью не только политической, но и сексуальной: открытый гей, он и фильмы снимает «открытые», хотя любят его «не только за это». В сети попадалось мнение, что Фукс – это израильский Франсуа Озон, так же начинавший с короткометражек, затрагивающих гей-тему, но не могу с этим согласиться хотя бы по той простой причине, что Озон изначально ставил своей целью шокировать обывателя провокационными сюжетами, которые сами по себе отличались вычурностью и вторичностью, при удачном раскладе смахивающую за постмодерн. Фукс не вторичен и не стремится шокировать, именно поэтому его фильмы трудно назвать «провокационными» не смотря на затрагиваемые темы. Он говорит о том, что его волнует и окружает, потому его фильмы полны жизни и обаяния. Персонажи его картин – не смоделированные из ничего перверсивные монстры, а самые обычные люди со своими маленькими радостями и проблемами и в них нельзя не влюбиться.
«Пузырь» в самом начале чем-то напоминает сериал «Друзья»: двое парней-геев, которых связывает только дружба, и одна девушка снимают квартиру вскладчину, они абсолютно разные, но это не мешает им быть самыми близкими людьми на свете. Ноам (Охад Кноллер, известность которому принесла роль в фильме того же Фукса «Йосси и Джаггер») кажется самым серьезным из них троих, к тому же в отличии от друзей-пацифистов служил в армии, а те и слышать не хотят ни о КПП, на которых палестинцы проходят унизительную процедуру досмотра прежде чем их допустят в Израиль, ни о террактах, словно их и не существует, хотя едва ли не каждый выпуск новостей начинают именно с них. Ялли, в отличии от Ноама, типичная «королева» - язвительный и егозливый, богатый на перлы, меняющий парней как перчатки, но не особо уверенный в себе тем не менее. Лулу (невероятно красивая Даниэла Виртцман) активистка движения пацифистов, призывающих «танцевать, а не воевать» томится большей частью в парфюмерном магазине, обслуживая капризных клиентов, и все никак не может наладить личную жизнь, выбирая всегда не тех, хотя тот, кто ей нужен, совсем рядом, просто она не замечает. Вскоре в их теплую компанию вливается молодой палестинец Ашраф (Йосеф Свейд), с которым у Ноама вопреки всякой логике возникает любовь, о которой только в книжках… Впрочем, «вопреки всякой логике» только на первый взгляд – важно не то, что Ашраф нелегал-палестинец, затерявшийся в Тель-Авиве, а Ноам солдат-израильтянин, державший под дулом автомата его самого и ему подобных во время досмотра на блокпосте, иудей и мусульманин, между которыми разница в воспитании и жизненном опыте «по разные стороны границы». Важно то, что у Ноама добрые глаза и глядя на него понятно, что он не станет стрелять, а Ашраф абсолютно не похож на фанатичных собратьев, готовых повесить на себя пояс шахида и подорваться во имя высшей идеи и оба они способны смотреть на вещи шире, чем это принято в их кругу. Однако «все просто» кажется только в самом начале, когда смех и страстные поцелуи, ночные прогулки с друзьями по бурлящему круглосуточно Тель-Авиву и танцы под открытым небом, реальность же такова, что не замечать ее нельзя, даже если очень хочется (а всем героям не хочется совершенно, розовые очки намертво приросли к их глазам). Ашраф не только не может постоянно скрывать свое происхождение и настоящее имя от окружающих, но и все кто ему дорог находятся «по ту сторону»,а оказавшись там он не может быть уже таким, каким удалось побыть совсем недолго – свободным и счастливым. В одном из эпизодов Ноам и Ашраф смотрят в театре постановку пьесы «Влечение», речь в которой идет о двух узниках концлагеря Дахау, один из которых скрывает гомосексуальную ориентацию, предпочитая выдавать себя за еврея, в то время как второй открыто носит розовый треугольник, обозначающий за что он здесь. Герои пьесы не могут открыто проявлять своих чувств друг к другу, придумывают тайный жест – прикосновение пальцем к брови, означающий «я люблю тебя». После спектакля Ноам говорит о том, как хорошо, что в современном обществе можно обходится без этих метафор и чувства можно проявлять открыто, на что Ашраф, не избалованный свободами в патриархальном мусульманском обществе, реагирует: «Ну в Тель-Авиве, может, и можно…». Поэтому таким щемяще грустным выглядит эпизод, когда под угрозой разоблачения он вынужден вернуться туда, где счастливым ему быть не дано и глядя на Ноама через разделяющую их дорогу молча проводит пальцем над бровью. И с этого момента смешного в фильме все меньше, а грустного все больше, потому что появление в жизни троих пацифистов, находящихся в защитном розовом «пузыре», человека «из вне» подталкивает их к проблемам, решение которых предполагает нечто более весомое, чем рейв под пацифистским флагом. В каком-то смысле это напоминает изречение «не заглядывай в бездну, иначе она заглянет в тебя», только в данном случае речь все о той же пресловутой реальности, которая рвет «пузырь» в клочья, завершая кровавым финалом то, что начиналось практически как комедия ситуаций. И дело, разумеется, не только в том, что мусульманин оказывается геем, тайна которого раскрыта из-за неосторожности его «свободных» друзей и он становится жертвой шантажа. Просто патриархальные ценности, как и демократические, рушатся с легкостью карточного домика, возведенного на почве многолетней вражды и подавляемой ненависти, превращая людей в заложников не ими затеянной жестокой игры, выйти из которой слишком сложно.
Не могу и не хочу воспринимать «Пузырь» как политическую драму, да Эйтану Фуксу это явно и не по плечу. Для меня это фильм о любви, дружбе, молодости и красоте и о том, как все это хрупко и мимолетно. Ценность картины не в политическом посыле, а в тех волшебных эпизодах, когда герои смеются и разговаривают, вспоминают детство (к слову, история, рассказанная Ноамом о своей матери, попытавшейся устроить совместный детский праздник для палестинцев и израильтян, на который так никто и не пришел, полностью автобиографична, это реальные воспоминания из детства самого режиссера). Конечно, есть что-то неприлично мелодраматическое в ретроспективных кадрах с играющими в одной песочнице мальчиками, которым суждено будет встретиться снова годы спустя (невольно возникает ассоциация с «Пещерой» Краббе, герои которой были влюблены друг в друга в детстве и встречаются в зрелости только для того что бы погибнуть вместе, зато не разжимая объятий), но искренняя влюбленность режиссера в персонажей фильма, передающаяся и зрителям, нейтрализует приторный пафос мелодрамы.
27.34 КБ

37.17 КБ

26.80 КБ

52.42 КБ

41.01 КБ

47.37 КБ

29.30 КБ

P.S. Много интересного о режиссере и самом фильме можно узнать в журнале guy_gomel :
http://guy-gomel.livejournal.com/568379.html
http://guy-gomel.livejournal.com/344160.html

Экранизация пьесы "Влечение", которую смотрят Ноам и Ашраф - http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=575818
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments