3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in drugoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
drugoe_kino

Categories:

"Друзья и годы" (1966) В. Соколова



малоизвестный шедевр советского кино, русский "Охотник на оленей". невероятным образом один фильм оттепельного кино смог рассказать об эпохе сталинских репрессий в разы больше, чем все фильмы перестройки. и сделал это, что удивительно, ни разу не показав воронки, лагеря и кремлевских вождей. конечно можно списать это на цензуру, но все особенности режиссерского почерка говорят о том, что Соколов поступил так сознательно.
август 1934 года в неназванном приморском городе. трое молодых людей (Владимир, Юрий и Григорий) влюблены в одну девушку Надю и три девушки (Надя, Татьяна, Людмила) симпатизируют одному молодому человеку. чуть позднее москвичка Людмила уедет домой и к ней приедет этот самый молодой человек, Юрий, оставив на родине свою привлекательную подругу Надю.
Юрий делает карьеру в Москве, а Владимир регулярно ездит в командировки по Союзу. отца Людмилы исключают из партии, но Юрий довольно холодно реагирует на это известие. провожать Людмилу идет Владимир, который зайдя на чай, присутствует при аресте отца. а в это самое время к Юрию приезжает младшая сестра Нади - Татьяна. следует напряженная и полная эротизма сцена в комнате Юрия и Владимира, по уши влюбленная Татьяна отдается красавцу Юрию. тем временем скучающей в разлуке Наде признается в любви Григорий.
первое, что поражает уже в начальных сценах это совершенно не советские методы в описании 30-х годов. перед нами нечто среднее между лиризмом Антониони и гиперболизированным описанием фашистской эпохи в фильмах Феллини. наверное впервые в нашем кино музыка Дунаевского, советская символика, многочисленные портреты Ленина, демонстрации смотрятся элементами декорации тоталитарного быта. не менее внимателен Соколов и к мелочам - пока Татьяна укладывается спать на единственную в комнате кровать, Юрий стоит у приоткрытого окна и пьет из облупленного чайника - снят сцена со стороны улицы, через форточку. и подобным многоплановым, не шаблонным построением отличается каждый кадр в картине. чего стоит хотя бы сцена ареста отца - огни сталинских высоток за окном, звонок, нарушивший мирное чаепитие, тревожно бликующие квадраты входных дверей. а как впечатляет камера панорамирующая к ступеням станции метро под «Эх, хорошо в стране советской жить!» и в полной красе демонстрирующая летнюю Москву, словно предвещая "Прорву" Дыховичного. количество подобных находок в фильме зашкаливает за немыслимые пределы - это и похороны, снятые из могилы, куда спускают гроб. и капитан Лялин нечаянно сболтнувший лишнего и теперь вынужденный отвернутся от настойчивого собеседника к окну - камера снимает его через решетку! без сомнения из этого фильма вышел весь Алексей Герман (высоко о нем отзывавшийся) - взять хотя послевоенную сцену, в которой мы видим согретый дыханием людей плацкартный вагон, кое-как одетую публику, мрачный зимний пейзаж за окном.
но если фильмы Германа тяготеют к камерному реализму - у Соколова получилась настоящая сага, мы следим за судьбами и развитием характеров главных героев. и описанные в фильме тридцать лет советской власти дают нам мощнейший анализ эпохи, одно из самых глубоких высказываний о сталинизме в нашем кино.
Соколов не пугает зрителя описаниями преступлений сталинизма, просто вместе с героями фильмами мы сами начинаем ощущать, что лишнее слово, неправильный поступок может стоить нам многого. и вот через этого тревожное предчувствие, через понимание негласных законов эпохи перед нами вырисовывается ее истинный облик. важно, что Соколов не красит это время в одну черную краску - показывая нам мир, в котором было место и и для любви, и для героического труда, и для военного подвига. и самое главное - за тягостную атмосферу тех лет отвечают не вожди, а самые простые советские люди - от предательства, молчания и партийной инициативы которых, и зависела напряженная обстановка в стране.
сталинизм показан Соколовым через установку на романтику и искренность нового поколения 60-х и в фильме он предстает ни чем иным как карьеризмом, тупым служебным рвением, приспособленчеством и пошлостью. именно неимоверной пошлостью характеризует Соколов отрицательных героев, предавших друзей своей юности.
в этом потрясающем фильме Юрий Яковлев, Нина Веселовская, Владимир Кенигсон, Наталья Величко, Александр Граве, Наталья Антонова, Зиновий Высоковский и Олег Анофриев сыграли свои лучшие и самые значительные роли.

http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2042/annot/





















Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments