"Эффи Брист" Теодора Фонтане для немцев то же, что для нас "Анна Каренина" - нестареющая классика. Да и ситуация в романе похожая - юная очаровательная, но, увы, замужняя дама влюбляется в красавца-офицера. А как же муж, а как же ребёнок? Понятное дело, общественная мораль на страже и - у Толстого всё кончается прыжком под поезд, у Фонтане просто тихой могилкой на кладбище.
Экранизацию классики смотрят не для того, чтобы узнать что-то новое: сюжет-то почти всем известен. Смотрят, чтобы погрузиться в эпоху, посмотреть на яркие человеческие образы (сыгранные хорошими актёрами), подумать, многое ли изменилось за сто с лишним лет.
С этой точки зрения немецкий фильм очень хорош.
Во-первых, он хорошо снят и смонтирован. Картинка красивая, но без глянца, костюмы и интерьеры воссозданы любовно и ни на секунду не смотрятся картонными, темп не занянут, так что фильм смотрится очень легко, но и ощущения скороговорки, как это бывает при экранизации крупных произведений, не возникает.
Когда-то Фассбиндер снял свою экранизацию, назвав её "Эффи Брист Фонтане". Это было самое настоящее лукавство: от Фонтане там было гораздо меньше, чем от Фассбиндера. Фильм, как и большинство фильмов режиссёра, получился красивым, но холодным, статичным и откровенно скучным. Даже великолепная Ханна Шигулла не спасала.
Нынешняя экранизация ни на секунду не прикидывается БОЛЬШИМ КИНО. Это фильм для самой широкой аудитории, а не для горстки критиков, при этом фильм очень качественный, динамичный, приятный и неглупый.
Забавна сама завязка: немного потасканный барон сватается к дочери своей бывшей возлюбленой, отказавшей ему, когда он был бедным офицером. Теперь он сильно вознесся, и она спешит пристроить свою молоденькую дочь - барышню нежную, чувствительную, но с независимым и сильным характером. Для барона это своего рода реванш - то, что не вышло один раз, надо довести до конца. До очаровательной жены ему дела нет (да и былой пыл, поянтное дело, за двадцать лет поостыл), главное - дела.
Режиссёр фильма очень удачно выбирает стиль повествования - с одной стороны, семейная жизнь узнаваема во всех деталях, с другой - этими деталями не перегружена. Умный зритель легко всё домыслит сам.
Ну, и, естественно, радуют актёры. Рюдигер Фоглер, Себастьян Кох и Юлианна Колер давно уже стали ведущими актёрами немецкого кино, а молодую Юлию Йенч все прочат в самые яркие звёзды.
P.S. А неожиданности с сюжетом зрителя всё-таки ждут.
Community Info