Если бы не эти сомнительные метафоры, то фильм бы мне понравился безоговорочно. Актёрский ансамбль в нём безупречен. Великолепен исполнитель главной роли - не зря Шахназаров потратил на его поиски целые 20 лет. Замечательно произнесён актёрами чеховский авторский текст, который режиссёр "раскидал" по персонажам фильма. А фильм в целом - он, как и положено, страшен и безысходен. Шахназаров хотел его снять 20 лет назад. В те времена чеховская безысходность и модель мира как "Палаты № 6" адресовались застойному СССР. Потом наступило время бури и натиска, надежд и оптимизма, и кинопроект "Палата № 6" как-то не вписывался в дух времени. Его пришлось заморозить. Тем более что Карен Шахназаров хотел на роль доктора Рагина только Марчелло Мастрояни, и никого другого. Но прошло 20 лет - и новая Россия на глазах стала очередной модификацией Палаты № 6. Теперь фильм адресован не застою, а современности, всё происходящее в нём датируется 2007 годом. Т.е. реальным временем съёмок фильма. Но главное - Шахназарову удалось встретить актёра, идеально подходящего на роль доктора Рагина, это Владимир Ильин. "Палата № 6" выдвинута от России на премию Оскар-2009 как лучший иностранный фильм.
Жанр фильма не укладывается в какое-то одно определение. Его можно назвать смесью псевдодокументальности, символизма и реализма. Чеховскому сюжету в фильме предшествует Пролог с чудесами. Они понадобились режиссёру как символический ответ на вечные вопросы бытия/небытия, которые обсуждают главные герои. Доктор Рагин стоит на позициях своего прототипа доктора Базарова из романа Тургенева "Отцы и дети" с его знаменитым атеистическим изречением: "Помрёшь - лопух вырастет". Впрочем, отчаяние доктора Рагина таково, что он уже и в лопух не верует, а цитирует первоисточник в негативной форме: "Помрёшь - и конец, и даже лопуха не вырастет". А далее следуют текстовые конспекты и пересуды на тему вечных вопросов из Фёдора Михайловича Достоевского: есть бессмертие, или нет. Но зритель-то уже предупреждён: Чудо - есть. Актёры в основном сюжете "Палаты" и актёры в Прологе - одни и те же. В роли святой соосновательницы монастыря из Пролога и женщины, которая в эпилоге подходит к Рагину и приглашает его танцевать на новогодном празднике в психбольнице - одна и та же актриса. Она как бы воплощает Аниму, духовность, которой так не хватало доктору в кромешном городе N. Богатырь-сторож Никита в психбольнице и покаявшийся Разбойник из Пролога - тоже один и тот же актёр. Такой вот континуитет душ.
Камера движется как бы по кругу, как планета вокруг Солнца по своей орбите. Она всё время обходит замкнутое пространство больницы, палаты, комнат, в которых живёт Рагин. И даже в Москве, бушующей и кипящей, камера создаёт эффект замкнутых пространств. Других достижений в работе над визуальным рядом я не заметила. Но, возможно, что замкнутость, тюремность и есть основное ощущение, которое фильм должен передать зрителю. И это режиссёру и оператору удается в полном объёме. Палата № 6 - это уже не только несчастная Россия с её нелепой судьбой и историей. Палата № 6 - это весь Человек и весь Универсум.
(Отчёт о фильме "Исчезнувшая империя" см. в ЖЖ юзера vasilek: http://vasilek.livejournal.com/144062.html)
Community Info