Сирин (melkore) wrote in drugoe_kino,
Сирин
melkore
drugoe_kino

Categories:

Heidi (1992)



я давно не писал про кино - так получилось, что с момента выхода "Антихриста" (тема которого уже была раскрыта более чем полностью) мне не посчастливилось увидеть что-то настолько новое, что об этом хотелось бы написать. и теперь я не напишу про кино, поскольку то, о чём я хочу написать, к кино не относится.

есть такой жанр - видеоарт. будучи "открытым" где-то в районе 60-х (одним из основателей считают самого Энди Уорхола), когда видео аппаратура стала более-менее доступна народным массам, этот жанр сильно отличается и от телевидения, и от экспериментального кино. главным образом - отсутствием композиции, логической законченности и/или последовательности повествования. смысл и концепция произведения проявляются в самом действии на экране. видеоарт можно смотреть с любого момента, можно проигрывать в режиме повторного воспроизведения, и зритель ничего при этом не потеряет. достаточно часто видеоарт используется как компонент видеоинсталляций, но и это не обязательно: как правило, видеоинсталляция включает в себя другие объекты или может иметь множество различных записей для воспроизведения, а также она проигрывается в публичных местах, тогда как видеоарт является только записью, и его можно смотреть у себя дома. примерами видеоарта можно считать фильмы Кобрина, многие работы Мэтью Барни, Марины Абрамович, экспериментальные анимации Стэнли Брекиджа и многих других художников, работающих на стыке жанров. а поскольку жанровые особенности предоставляют довольно широкое пространство для проб и находок, то... ну к примеру, у того же Мэтью Барни главный герой, масон, на протяжении двух часов отливает идеальный бетонный куб, используя салон лифта в здании Крайслера в Нью-Йорке. ну вы поняли.

так вот, не меньше полугода тому назад я узнал о существовании фильма Heidi, очередной экранизации знаменитого в Швейцарии романа о взрослении сельской девчушки. сюжет классической книги представляет собой весьма унылую полуагитку, которую хорошо рассказывать детям перед сном, чтобы потом при случае ставить эту Хайди как пример хорошего воспитания, послушания и всего такого прочего, что, согласитесь, всегда пользуется большим успехом в арсенале родителей мещанского склада характера для усмирения своих маленьких чад. примерно с тем же успехом у нас рассказывались истории о том, как Ленин крестьянку спас, и поскольку сейчас вряд ли найдётся хотя бы один человек старше двадцати, который хотя бы не в курсе этих историй, также можно оценить и влияние романа о маленькой Хайди на умы немецкоязычной части планеты. или, если коротко - её знают все.

история Хайди многократно экранизировалась - существует по крайней мере около десятка кино и анимационных фильмов. не удивительно, что такой растиражированный образ использовали в своих работах и тролли разной степени толстости в сферах так называемого современного искусства. одним из таких и оказался фильм Heidi, совместная работа by Paul Mcarthy и Mike Kelly, 1992 года. то, что сотворили хулители нравственности и морали (художники) с оригинальной канвой книги, можно называть разными нехорошими словами, из которых "глумление", "насилие" и "издевательство" - самые мягкие. в оригинале Хайди, маленькая сирота, живёт в идиллической гармонии с природой, дружит буквально со всеми, растапливает сердце деда-отшельника, учит грамота пастуха Питера и читает вслух его слепой бабушке. в фильме...

http://img141.imageshack.us/img141/3096/paulmccarthyheidi19924vt8.jpg

http://img235.imageshack.us/img235/4916/paulmccarthyheidi19922ky2.jpg

http://img141.imageshack.us/img141/9812/paulmccarthyheidi19923zn6.jpg

http://img141.imageshack.us/img141/8617/paulmccarthyheidi19926bz1.jpg

в фильме нет сюжета, истории, последовательности действий. есть только разбитые на сценки "моменты" жизни, наблюдения, акты, сцены, происшествия, диалоги. оригинальная история удобно разбивается на архетипичные образы персонажей, имеющие мало общего с реальностью, как и положено любой сказке. а поскольку архетипы большинства сказок универсальны, то создателям фильма было удобно, верно уловив символическую составляющую оригинала, вывернуть его наизнанку. все персонажи представлены в фильме так, как их прочитал бы взрослый человек, взявшись за оригинал книги - куклами. для некоторых сцен создатели использовали тряпочных кукол, где-то - людей в резиновых масках, где-то - просто части тел кукол, достаточно наглядно передающие концептуальную составляющую картины. взаимоотношения персонажей в картине абсурдны и непоследовательны. в фильме поднимаются вопросы восточной философии, насилия в семье и сумасшествия, но всё это делается наявно, через цепочку символов и вырванных из повседневной реальности сцен, в которых почти ничего не происходит: дедушка учит Хайди читать, Хайди отдыхает на сеновале, дедушка накрывает на стол, змея и лягушка обсуждают свои наблюдения за живущей на горе семьёй. ощущение обыденной чудовищности происходящего достигается бесконечным повторением, трешевой съёмкой и весьма впечатляющей мимикой масок.

язык кинематографа - фрактален. фильм состоит из отрезков, кусочков, хотя повествование в целом кажется нам бесшовным. в фильме мозаичная структура кино была доведена до абсурда: актёры и декорации используются тут в качестве метафоры традиционных для кинематографа масок или резиновых протезов, или вовсе не существующих в трёхмерной реальности двухмерых компьютерных спецэффектов, таким образом превращая фильм в подобие снятой на плёнку кукольной постановки. так иллюзорная сказочная нереальность прививаемой с детства литературы перетрясается скомканным полусерьёзным и не менее иллюзорным действием. приём этот конечно не нов. очевидно провокационные и подчас аморальные по своему посылу действия искусства по отношению к устойчивым (устойчиво "чистеньким") в массовом сознании образам - чаще всего осуждаются, подталкивая к разговорам о падении нравов, и тем самым поливая мельницу условных рефлексов без проникновения в суть. но тем более важны такие фильмы, как Heidi, напоминающие о реальном положении литературных и кинематографических фантомов в наших весьма нефантомных мозгах, стремящихся подменить суррогатной культурной кашей пустые места в истёртой по будням душе.

что доказывает две вещи:
1. Heidi - хороший видеоарт.
2. пора бы и на природу махнуть, а?
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments