Наоми-Хая Цион (ex_wikpik343) wrote in drugoe_kino,
Наоми-Хая Цион
ex_wikpik343
drugoe_kino

Category:

"Останься" (США, 2005) Марк Форстер

"Stay"
Сценарий - Дэвид Бениофф
В роялх - Юэн МакГрегор, Наоми Уоттс, Райан Госслинг
Слоган - «Between the worlds of the living and the dead there is a place you're not supposed to stay.»




Когда я в первый раз тебя увидел,
ты сказал, что не знаешь,
где реальность, а где выдумка.
Я сказал, что знаю. Я ошибался.

В художественной литературе есть один прием, который по сути является штампом, но к данному фильму подходит, как нельзя лучше, и звучит он так: «Перед смертью вся жизнь проносится перед глазами как кадры из черно-белого кино». Пусть кино не черно-белое, но с самого начала просмотра создается ощущение, что смотришь именно черно-белое кино, кино-воспоминание, кино-фантазию, кино-сон и кино-иллюзию.

Что же в действительности человек видит за секунды до смерти, что с ним происходит, что происходит в его голове? Генри Лезем, главный герой фильма, на несколько минут остановился на границе Жизни и Смерти, борясь с неизбежностью переступить ее — так сразу расстаться с реальностью и навсегда уйти в небитие. Но цепляется за жизнь он до тех пор, пока не узнает, что близкие, ехавшие с ним в одной машине, погибли на месте. Осознание трагедии вселяет в героя непреодолимое чувство вины, в помутившемся сознании он верит наверняка, что в смерти любимых людей повинен он и только он — ведь он жив, а их уже нет — несправедливо, потому просто необходимо покончить жизнь самоубийством. Чувство ли вины порождает галлюцинации, или галлюцинации это неотъемлемая стадия на пути в мир мертвых, неизвестно — известно, что в сознании Генри стирается грань между реальностью и сном, выдумкой, фантазией — называйте это как хотите, и основополагающий сюжет его видений — чувство вины.

Пожалуй, это все, что ясно после первого просмотра фильма. Весь фильм — одна сплошная аллегория, иллюзия, психологический знак и символизм. Что бы многое — но не все — стало ясно, необходимо пересмотреть его второй раз, как впрочем, все фильмы подобного жанра. Уже зная основную суть, при втором просмотре мы видим некую связь — голоса в голове Генри, повторяющиеся эпизоды, детский плач, отдельные фразы, которые говорят люди в реальности, а в его сознании они мелькают непонятными, нелогичными вспышками, становится понятно, кто такие эти самые люди… Однако психологические символы, такие, как, например, гаснущие фонари с каждым шагом отца Генри могут символизировать его уход из жизни, так и остаются загадкой, каждый волен расшифровать их как поймет. Стоит только слегка копнуть в Интернете и найдется с сотню разных интерпретаций, каждая из которых в принципе выглядит логично.

Это странный фильм. Он ни о чем и о многом одновременно. Происходящее на экране моментами доходит до зрителя, как через вату — приглушенно, издалека, неразборчиво, урывками. Неуютное ощущение, хочется зажмуриться и сильно помотать головой, что бы восстановился слух, потому что этот фильм нужно не только смотреть, но и крайне внимательно слушать, а главное, вслушиваться — в фразах и диалогах персонажей, как оказывается, даны практически все ответы на вопросы. С первого раза этого не происходит, потому что сам герой все происходящее слышит и видит именно так — приглушенно, издалека, неразборчиво, урывками. У Форстера прекрасно получилось передать это ощущение зрителю.

Фильм похож на паутину, из которой самостоятельно выбраться не получается. И, подобно реальности в фильме, фильм в реальности — он причиняет боль (с). Несмотря на четкую картинку, на сочные и иногда чересчур яркие цвета, он нагоняет тоску, которая встает поперек горла, которая пропитывает все вокруг. Возможно, это происходит именно из-за контраста цвета и настроения.

Читая в интернете отзывы, я заметила, что у тех, кто фильм понял и кому он понравился, вызывает одни и те же эмоции — фильм уносит. Создается какой-то мини-портал, который как воронка затягивает зрителя, сначала трясет-трясет, а потом выкидывает в вакуум, где ты виснешь в воздухе и начинается как раз тот самый «эффект ваты», а ближе к разгадке выплевывает обратно в кресло, в реальность, оставляя как минимум чувство недоумения и шока, и в висках молоточком вопрос «О чёрт! Что это было?» Но, чёрт подери, исчезает, не позаботившись оставить ответ.

Нужно ли разглагольствовать о том, как хороши были актеры, как хороши были роли исполненные ими, искать эпитеты, что бы описать музыку, петь дифирамбы режиссеру?.. Все это ни к чему, лишнее, до смешного высокопарная лирика — фильм сам обо всем этом без слов рассказал.

Если бы у фильма был автограф, им непременно была бы цитата из фильма:

Это твой сон. И в нем весь мир.

9 из 10

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →