homme de loi (ralf_msu) wrote in drugoe_kino,
homme de loi
ralf_msu
drugoe_kino

Category:

Новая русская волна

Начиная с лета, когда один за другим стали появляться новые русские фильмы молодых режиссеров, несколько крупных кинокритиков поспешили охарактеризовать тенденцию как «новая русская волна». Отличное название, если вдуматься – ведь мы сознательно и подсознательно все ждем, когда уже наконец можно будет с удовольствием сходить на какой-нибудь хороший русский фильм, – но не поторопились ли эти критики выдать желаемое за действительное? Собственно, мнение по этому вопросу логичней было бы составить, посмотрев хотя бы несколько фильмов, ознаменовавших «новую русскую волну».

Первым для меня был «Волчок». Признавая определенную кинематографическую культуру режиссера, не могу тем не менее понять, почему нужно было делать такое жесткое и, по существу, безжизненное кино? Спешу заметить, что убийство ежика, достойное рук какого-нибудь будущего маньяка, а не маленькой милой девочки, – это далеко не самое жестокое, что показано в фильме, и очень быстро забывается на фоне всего остального мрака. Тема трудного детства, безответственных матерей и нашей в целом сучьей жизни – вещь понятная, но не новая: гораздо труднее вспомнить русский фильм последнего времени, где бы ничего этого не было. И возникает закономерный вопрос: а в чем новизна этой кинематографической волны? Французская «новая волна» начиналась тоже с фильма о трудном детстве, но в нем не было никакой безысходности; была, может быть, грусть, но то скорее грусть по давно ушедшим самым счастливым дням жизни. А у нас опять все то же самое – грязь, водка, пьяные мужики в трусах; из нового оказалось только использование слова «даже» в промышленных масштабах.

У нас состоялась по этому поводу дискуссия с одной знакомой, которая парадоксальным образом была против термина «новая русская волна» и за фильм. С другой стороны, возможно, это как раз и был правильный способ восприятия «Волчка» – просто очередной фильм очередного молодого режиссера, несколько более талантливый, чем в среднем по больнице. Но это, конечно, совсем не то, чего бы нам всем так хотелось, правда?

После такого начала идти на что-то другое последнее русское совершенно не хотелось, но так сложились обстоятельства, что я посмотрел киноальманах «Короткое замыкание», который показывали, кажется, в Венеции, и по поводу которого разгорелись страсти в Государственной Думе на прошедшем там не так давно «разборе полетов» в современном российском кино. Честно признаюсь, всей душой ненавижу этот жанр – он часто очень выпукло показывает бездарность многих режиссеров, которая может не быть сильно заметной в полноформатном кино. «Короткое замыкание» не стало исключением: четыре из пяти новелл мягко говоря далеки от идеала. Самой отвратительной оказалась зарисовка Серебренникова – ей он польностью подтвердил, что даже если ты посмотрел двадцать фильмов из серии «Другое кино», то это совсем не значит, что ты можешь снять хотя бы один приблизительно такой же. Разочаровал и Герман-мл., который для меня является робкой надеждой на формирование нового русского кино: так удачно подходивший «Бумажному солдату» выверенный стиль динамического взаимодействия актеров и окружающей среды здесь выглядит по меньшей мере глупо, а очаровывающая недосказанность – раздражающей. Хотелось бы надеяться, что в следующих своих фильмах Герман-мл. будет использовать какой-то другой стиль или хотя бы модифицирует этот, потому что с каждым новым таким фильмом он будет терять своих зрителей. Единственным из пяти режиссеров, кто снял что-то похожее на кино, неожиданно для меня стал Буслов. Его зарисовка про глухого сапожника прекрасно снята, хотя и не без недостатков, и оставляет впечатление пронизанности чувственностью любви – это ведь, по идее, как раз и было темой всего альманаха.

Ну и опять же, «Короткое замыкание» наполнено чернухой (за исключением, может быть, новеллы Буслова, если не считать абсолютно лишнее, с моей точки зрения, членовредительство в самом конце). Во избежание сомнений, под «чернухой» я понимаю отнюдь не черный юмор, а грязь, мусор, бедноту, тупость, разруху. Что уж, неужели, наши режиссеры воспринимают свой долг именно в том, чтобы все это показывать – если не будет ни одного бедного или умалишенного человека в кадре, значит, режиссера посчитают не интеллигентным? Мне кажется, Россия – это единственная страна на земле, где творческие люди автоматически оцениваются с позиций интеллигентности – принадлежности к некоей мифической касте людей, которым небезразлична судьба своих бедных (в том числе бедных духом) сограждан. Но выражать боль (или как в данном случае – любовь) маленького человека – это только с виду благородная тема; на самом деле она является лишь способом уйти от действительной задачи интеллигента – показать, в каком направлении должны двигаться люди, задать вектор, сделать так, чтобы маленький человек увидел, что на свете существует путь к счастью и шел к нему. В этом смысле совершенно справедливым выглядит сравнение интеллигента с цирковым артистом, которое с долей иронии (грустной, как мне показалось) делает Герман-мл. в своей новелле: во многом, «новая русская волна» производит впечатление неудавшего фокуса – шляпу показали, но достать из нее кролика не получилось.
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Recent Posts from This Community