Ольга Денисова (oldland) wrote in drugoe_kino,
Ольга Денисова
oldland
drugoe_kino

Categories:

Хороший / The Good: мы заслужили тот мир, в котором живем

Висенте Аморим/Vicente Amorim. Хороший / The Good Хороший / The Good
Режиссер: Висенте Аморим/Vicente Amorim
Год выпуска: 2008
Страна: Великобритания, Германия
В ролях: Вигго Мортенсен / Viggo Mortensen, Джейсон Айзекс / Jason Isaacs, Джоди Уиттакер / Jodie Whittaker, Стивен Макинтош / Steven Mackintosh, Марк Стронг / Mark Strong, Джемма Джоунс / Gemma Jones.

Совсем недавно я встретила где-то мысль, развенчивающую принцип «Так устроен мир» (или, еще чаще, «Такова жизнь»). Я не помню, где я об этом прочитала, и не хочу приписывать себе авторства самой идеи порочности этих принципов.
Мир устроен так, как мы его устроили. Или молча согласились с его устройством. Фильм «Хороший» - один из лучших тому примеров. Он не о нацизме и не о Германии. Он о том, что каждый из нас несет ответственность перед миром, в котором живет. А на примере нацистской Германии это просто отлично видно, потому что сейчас нам не о чем думать, фашизм развенчан и осужден. И нам действительно кажется странным: как можно было с этим соглашаться? Мы видим героя продажной бесхребетной тварью и не хотим знать, что это – о нас.
Висенте Аморим/Vicente Amorim. Хороший / The Good Сейчас нам приходится молча соглашаться с тем, что еще не развенчано и не осуждено. И мы сами не замечаем, как становимся соучастниками того, чего не одобряем. И у нас, как у героя фильма, есть тысяча причин быть соучастниками. А главная причина: такова жизнь, мир так устроен, и не нам его менять.

«Займемся обедом, займемся нарядами,
Заполним заботами быт.
Так легче, не так ли?
Так проще, не правда ли?
Не правда ли, меньше болит?»

А кому его менять, как не нам?

Висенте Аморим/Vicente Amorim. Хороший / The Good Висенте Аморим/Vicente Amorim. Хороший / The Good

В центре фильма стоит мыслящий человек, человек, имеющий принципы, отличные от принципов нацистов, а не беспринципный обыватель. Джон Холдер (Йоган Хальдер), сыгранный Вигго Мортенсеном, - профессор университета, задерганный бытом: жена-пианистка не умеет и не желает вести дом, а денег на прислугу нет, дети ссорятся, больная мать на грани маразма хочет внимания и мочится под себя, чтобы его (внимание) к себе привлечь. Ничего удивительного, что по ночам герой пишет роман о благотворной эвтаназии.
И через четыре года, в 1937-м, его роман замечают… наци. И не просто замечают: сам фюрер прочитал книгу и ему понравилось. Сотрудничество с рейхсканцелярией начинается с маленького эссе о гуманности эфтаназии, но оплачивается оно так щедро, что отказаться невозможно. Шаг за шагом движется вверх его карьера. И каждый шаг оплачен маленьким отказом от самого себя, от своих принципов.
Во дворе университета жгут книги? Надо что-то сделать, но тогда ты будешь уволен. Кто из нас сейчас способен выступить против сожжения книг под угрозой увольнения? Никто. За редким исключением тех, кого мы причисляем к сумасшедшим.

Висенте Аморим/Vicente Amorim. Хороший / The Good Висенте Аморим/Vicente Amorim. Хороший / The Good

Лучший друг-еврей просит билет до Парижа? Кто из нас готов рискнуть карьерой, чтобы выполнить такую просьбу? Мы не будем думать о плохом, мы скажем самим себе, что в Германии с евреями ничего страшного не случиться. Мы пошевелимся только тогда, когда будет поздно. И будем мучиться чувством вины, но менять ничего не станем.
Въехать в квартиру профессора Мандельштама, заняв его место зав. кафедрой? Легко. И чувствовать себя в ней неуютно, но въехать, и жить, и радоваться жизни. Испытывая невыносимые угрызения совести. Кто из нас способен отказаться от такого? Кто рискнет жильем ради каких-то принципов? Только сумасшедший.
И ходить с инспекцией по домам умалишенных в качестве «консультанта по гуманности».
И надеть на себя форму СС.
И лгать, изворачиваться, когда тебя спросят: почему среди твоих знакомых когда-то был еврей? И чувствовать, что предаешь друга еще раз.
Чтобы в итоге приехать в лагерь смерти и своими глазами увидеть, что делается с твоего молчаливого согласия.
Висенте Аморим/Vicente Amorim. Хороший / The Good

Мы заслужили тот мир, в котором живем. Каждый из нас на месте героя фильма делал бы то же самое, что и он. И это страшно.

Фильм, кстати, очень хорош. Говорят, критики плохо о нем отзываются, но я не критик, я взыскательный зритель. Фильм держал меня с первой до последней секунды, каждая мелочь, каждая деталь в нем (а их очень много) воспринималась остро и болезненно. Редчайшее сочетание, когда фильм затрагивает одновременно и эмоциональную, и интеллектуальную сферы.

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments