Мордыхай Квасцов (cinemafeel) wrote in drugoe_kino,
Мордыхай Квасцов
cinemafeel
drugoe_kino

Categories:
Zeitgeist: The Movie /Дух времени. Peter Joseph /Питер Джозеф. USA. 2007

Дух времени (нем. Zeitgeist) - развертывающийся в истории объективный дух, который действует во всех единичных явлениях некоторой эпохи; совокупность идей, характерных для какого-то периода (Гегель)

«Если какая-нибудь сторона выступает наиболее сильно, овладевая массой и торжествуя над ней, так что при этом противоположная сторона оттесняется на задний план и затеняется, то такой перевес называют духом времени, который определяет сущность данного промежутка времени» (Гете)


Итак, уже немало нашумевший и изрядно раскрученный, этот фильм претендует на глобальный переворот в сознании обывателя. По замыслу авторов, он призван открыть глаза людям и разоблачить всемирный заговор, имеющий целью поработить все человечество посредством продуманной и целенаправленной манипуляции общественным сознанием и поведенческими механизмами толпы. Идея благородная, спору нет. Но рассмотрим подробнее, какими способами создатели фильма пытаются ее осуществить.

Лента состоит из трех частей. И если содержание (но не методы подачи) 2-ой и 3-й части выглядит по большей части вполне убедительно (но не бесспорно), то 1-я часть не выдерживает никакой критики. «Религия – опиум для народа», - истово убеждают нас с экрана. На протяжении всей истории цивилизации, религия (а конкретно – христианство, именно на нем делается акцент) служила орудием оболванивания и подчинения масс, неправедного обогащения и достижения безграничной власти небольшой группы людей. Христианство повинно во всех бедах и катастрофах человечества. Естественно, в доказательство приводится весь стандартный набор, начиная с крестовых походов и инквизиции, и заканчивая бесноватыми баптистскими пасторами, бесконечно вытряхивающими доллары из своей безмозглой паствы. В общем, в –надцатый раз трактуются довольно очевидные вещи, а воз и ныне там. Затем авторы принимаются доказывать, что Иисус Христос вовсе не историческая личность, а некий абстрактно-собирательный образ, астрологический символ, закономерно возникший на основе наблюдений за небесными светилами древними народами. Причем утверждается, что Кришна, Будда, Дионис, Гор, Митра, даже Зевс (!) и пр. боги и божества – суть одно и то же, прожили (мифологично) идентичные жизни, все были распяты или казнены, и все потом воскресли через три дня. 

Короче всё валится в одну кучу, с обескураживающей самоуверенностью культурных дилетантов. При этом источники этих нонконформистских гипотез не указываются. «Доказательства», по сути, представляют собой фривольные измышления кухонных интеллектуалов, спекулирующих притянутыми за уши «фактами» и вырванными из контекста изречениями ученых мужей. И все это торжественно преподносится, как окончательная и незыблемая истина, основанная на сугубо научных изысканиях. Дескать, мы не хотим обидеть чувства верующих, но против правды не попрешь. Что, на мой взгляд, является просто неуважением к думающей и образованной части аудитории, на которую, по идее, и ориентирован этот фильм, и дискредитирует предполагаемые благородные устремления. Т.е. получается так, что фильм (по крайней мере, первая его часть), созданный с целью развенчать обман, базируется лишь на безосновательных гипотезах, что, в сущности, тоже является обманом.

Во 2-ой части рассказывается, что трагедия 11 сентября 2001 года, была спланирована и осуществлена правительством и спецслужбами США, с целью: во-первых – оправдать и мотивировать вторжение в Ирак; во-вторых – под видом борьбы с терроризмом, протолкнуть законы, которые ограничивают гражданские свободы населения (тут явственно прослеживается параллель с Россией); в-третьих – создать образ врага №1 американского народа и всего человечества – исламский экстремизм, а также прецедент для будущих вероятных войн и оккупаций.

Тут, по существу, ни возразить, ни подтвердить, я ничего не могу, так как, разумеется, не владею информацией, кроме той, что имеется в свободном доступе, например в Интернете. Возможно, всё так и было. Да, в голове не укладывается, да, ужас, кошмар, 3,14здец, но отнюдь не новость. И уж тем более не сенсация. Майкл Мур, в своем знаменитом фильме-расследовании «Фаренгейт 9/11», уже давно разобрал все это дело по косточкам. За что был обласкан и публикой и критиками на фестивале в Канне. После чего этот фильм свободно демонстрировался в США, и его, вроде бы, посмотрело приблизительно около 30% взрослых американцев. И каков же результат? Буша выбрали на второй срок! Факт, который заставляет крепко призадуматься: то ли у граждан США вместо мозгов гамбургеры, и они, в основной своей стадной массе, еще тупее и беспросветнее, чем о них думают, то ли сработал заранее рассчитанный и хорошо продуманный эффект «от противного», то ли… в общем выводы делайте сами. Но возникает вопрос: зачем Питеру Джозефу, при обилии информации на данную тему, понадобилось повторяться? Причем делать это на более примитивном уровне, чем в том же «Фаренгейте»? Опять же, есть над чем поразмыслить.

3-я часть картины, пожалуй, наиболее любопытная, и находится в непосредственной связи со 2-ой. В ней повествуется о том, как еще в начале 20-го века несколько еврейских семейных кланов объединили свои усилия, с целью создать единую, полностью подвластную им банковскую систему, посредством которой, они бы могли контролировать все финансовые ресурсы США (а в перспективе и всего мира), тем самым заполучив мировое господство и власть. В частности, говорится, что Великая депрессия 30-х годов и финансовая паника в обществе – это часть детально разработанного, глобального плана по порабощению всей страны (опять же невольно напрашивается сравнение с Россией, и с Украиной тоже). Более-менее подробно раскрывается тактика и механизм действий. Война во Вьетнаме (впрочем, как и любая война), предстает перед нами, как ужасающе бесчеловечное средство получения баснословных прибылей федеральным банком и корпорациями, поставляющими смертоносные орудия уничтожения. Из этого делается логический вывод, что войны во всем мире будут продолжаться до тех пор, пока остается в силе эта убийственная система. Это основной вывод, который, разумеется, тоже не является открытием – любому думающему человеку это очевидно. 

Но некоторые эпизоды весьма заинтересовали. Например, тот, в котором говорится, что обязательный налог на прибыль, который удерживается у всех граждан США (а это эквивалент 4-х месячной трудовой деятельности в году), нигде не прописан законодательно. И, следовательно, не что иное, как грандиозное мошенничество, за счет которого безмерно богатеют все те же кланы, владеющие федеральными ресурсами и моделирующие финансовую систему государства. Какие-то неизвестные люди рассказывают, что они долго искали юридическое обоснование данного налога, расспросили уйму специалистов, но так и не нашли законного подтверждения. После чего просто перестали его платить (правда, умолчали о том, каким образом им это удалось проделать). Уж не знаю, как относиться к такому вопиющему известию (ясно, что перелопачивать американские законодательные документы никто не собирается), но, по логике вещей, столь беспрецедентный факт, обязан был вызвать лавину судебных разбирательств по всей стране и, в дальнейшем, крах всей системы налогообложения. А также породить неисчисляемое количество долгов. Что-то пока не слышно, чтобы происходило что-либо подобное. 

Кроме многочисленных смысловых нестыковок, алогичностей и голословных утверждений, откровенно настораживают методы убеждения аудитории. Начать с того, что мне лично, вовсе не требуется, чтобы меня рьяно в чем-то убеждали. Достаточно просто вменяемо разъяснить суть дела, а уж верить этому или не верить, и какие можно сделать из услышанного выводы, я буду решать самостоятельно. Кроме того, слишком старательные попытки навязать свою точку зрения на ситуацию, нивелируют веру в бескорыстные побуждения и наводят на мысль о личной и вполне практической выгоде.

Авторы же используют испытанный, узнаваемый набор манипулятивных приемов воздействия на публику, основной из которых – многократное повторение и демонстрация одних и тех же фраз и кадров, в незначительных вариациях. Что у человека мыслящего критически, неизбежно вызовет отторжение. Стало быть, картина рассчитана всё на того же среднестатистического обывателя, т.е. человека стадного, руководствующегося в жизни стереотипами и правилами, навязанными ему извне. И он в гробу видал какую-то там свободу, столь абстрактные категории находятся за гранью возможности их осмысления, и не представляют для него никакого интереса. Глупо доказывать животному, что гораздо лучше и благороднее ходить на двух ногах, что так оно станет больше похоже на Человека. Ему это попросту ни к чему, оно и так прекрасно себя чувствует. Значит цели у создателей этого агитационного полотна несколько иные, чем они декларируют. Банальное желание срубить денег на якобы сенсационных разоблачениях? Но они уже давно не сенсационны (1-ю часть нельзя воспринимать всерьез). Или очередная попытка изнасиловать ваш мозг проповедуя старые, как мир, универсальные идеи любви и свободы, на которые, при случае, можно списать всё что угодно? Думайте сами…

В финале фильма, закадровый голос призывает воспротивиться вселенскому злу, исподволь превращающему людей в стадо овец, добровольно бредущих на заклание. Но, тем не менее, не предлагается никаких конкретных, соотносящихся с реальностью способов, как это сделать, если не считать таковыми пафосные, вызывающие грустную улыбку лозунги насчет богоподобности, красоты и величия каждого человека на Земле. К чему, спрашивается, тогда весь этот гул фанфар и звон глашатаев трубных?

Я давно не смотрю телевизор, не читаю газет, не слушаю радио и ограничено пользуюсь Интернетом. Но, даже я не могу не заметить тенденцию к регулярному появлению в средствах масс-медиа материалов подобной агитационно-разоблачительной направленности, которая постепенно приобретает характер массового явления. И не приходится сомневаться, что в скором времени, если не уже, все те же дельцы-монстры обратят его в звонкую монету. И это неизбежно, поскольку в нынешнем мире, абсолютно всё, рано или поздно превращается в товар. Нынче стало МОДНО типа «думать своей головой», модно быть типа маргиналом, типа контркультурной фигурой. И часть того же стада, только чуть более образованная и «продвинутая», чем членоголовые поглотители гламура, «обвешав» себя вербальными и визуальными атрибутами всевозможных субкультур, с энтузиазмом играет в эту игру якобы независимых и свободомыслящих личностей. Добро пожаловать на конвейер, ребята!

Когда предприимчивые торговцы истинами, пытаются мне впарить очередную, окончательную, незыблемую, самую истинную из истин, я отвечаю, что у меня уже есть одна истина – всё что массово, не может быть истинно, ибо истина не имеет денежного эквивалента, и не обеспечивается банковскими активами. И мне ее пока достаточно, для того, чтобы служить исходным ориентиром в просеве хаотических, агрессивных информационных потоков, беспрестанно атакующих наш мозг со всех сторон.



 
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments