?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
"Ветер, качающий вереск" Кена Лоуча
Я
kolobok1973 wrote in drugoe_kino



"Ветер, качающий вереск" Кена Лоуча   -   не просто поразил, а скорее оглушил.

Если кто-то помнит изрядно подзабытый термин "социалистический реализм"   -   это именно об этом фильме. И дело не в том, что Лоуч воспроизводит атмосферу 20-х годов с филигранной точностью... Мой любимый преподаватель истории Игорь Алексеевич Журин всегда говорил, что реализм может быть только социалистическим - иначе это не реализм вовсе.

Я очень рада, что посмотрела этот фильм одна   -   действительно, его нужно смотреть наедине с самим собой, потому что легче справляешься и с подступающей тошнотой, и с поминутно наворачивающимися слезами, и с переполняющей тебя яростью, и уж точно я не была в состоянии сразу после выхода из кинотеатра обсуждать это с кем бы то ни было.

Как и большинство зрителей, я ожидала увидеть борьбу ирландских патриотов с британскими оккупантами (именно так, и никак иначе, трактует историю британец Лоуч   -  интересно, как это воспринимается его соотечественниками?), и эти ожидания оправдались в полной мере. Смысл классового подхода Лоуча - в том, что его симпатии всегда, независимо от поворотов истории, на стороне притесняемых и угнетённых. Лоуч - марксист, и не сводит противостояние к борьбе протестантов и католиков, подобно даже современной Шинн Фейн   -   для него этот конфликт классовый и потому глобальный. Бедные против богатых, и поэтому они правы априори. Режиссёр не боится идти наперекор моде, характеризуя противоборствующие стороны без всяких полутонов, в черно-белой гамме: британцы   -   угнетатели, и потому отвратительны, звероподобны, низменны, тошнотворны, временами смешны. Им отказано в праве быть людьми со своими особенностями, качествами, достоинствами и недостатками. Они   -   чёрная, мрачная сила. Ирландские клерикалы омерзительны потому, что церковь всегда выступает на стороне богатых, а не бедных. Ирландские коллаборационисты заслуживают смерти независимо от того, какие обстоятельства толкают их на сотрудничество с угнетателями. Никакие пытки, мучения и страдания не оправдывают предательства интересов Ирландской республики, они, эти интересы   -   суть высшая правда и высший Закон.

Англо-ирландское противостояние нарисовано Лоучем героически пафосно, и поэтому понятно и ожидаемо. Гораздо менее нам известно о противостоянии внутри самого ирландского общества, расколе Ирландской Республиканской Армии после заключения англо-ирландского перемирия и создания Ирландского доминиона. То, что одна часть республиканцев принимает условия мира, а другая решает бороться до конца, до полного освобождения от британского влияния   -   именно в этом основная коллизия и основная трагедия.

Когда два родных брата, которым вырывают ногти и отрезают уши в британских застенках, не произносят не звука, не называют ни одного имени, а после побега руководят борьбой с оккупантами   -   это воспринимается как должное, как единственно возможное... Когда те же два брата расстреливают 17-летнего пацанёнка, выдавшего своих товарищей, который, можно сказать, вырос у них на руках   -   и это нормально, ибо таковы законы военного времени, не признающие ни возраста, ни дружбы, ни семьи... И когда через несколько лет старший брат, принявший условия британского перемирия, рыдая, руководит расстрелом младшего, отвергшего навязанный мир и продолжавшего борьбу   -   у тебя всё внутри протестует, переворачивается, кричит, и всё равно ты понимаешь, что и это единственно возможный вариант развития событий, ибо это и есть гражданская война....

Вот только интересно, почему, когда мы смотрим фильмы о нашей, российской гражданской войне, мы не удивляемся ни вырванным ногтям, ни отрезанным ушам, ни изнасилованным сёстрам и женам, ни людям, сожжённым заживо и забитым до смерти, и смотрим на это как на нечто само собой разумеющееся, а в случае с английским кино рукоплещем режиссёрской смелости, попутно сетуя на излишний натурализм?...

Но это я так, разумеется.... Для фильма Лоуча и десяти каннских пальмовых ветвей было бы мало.


promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Так получилось что перед просмотром этого фильма я посмотрел "Майкл Коллинз" на туже тему только там со стороны как раз тех ирландцев что приняли условия мира с Великобританией. В гражданской войне у каждой из сторон своя правда.

хорошее кино, только загадочно как-то название переведено. barley — это же, вроде, ячмень.
какой нафег вереск))...

Мне встречались варианты перевода вереск, ячмень и овес:))))
Это еще полбеды, обычно наши прокатчики так называют иностранные фильмы, что не догадаешься:))). Например мой любимый фильм Mortel transfer ("Смертельный трансфер") в нашем прокате пошел как "Приключения трупа":))))

Буду смотретъ. Спасибо за наводку!

да, хороший фильм

Это кто "мы смотрим" и в каких фильмах про россгражданвойну вырывают ногти и уши отрезают?

Какой же это соцреализм, если Лоуч так однозначно замыкается в национальных рамках, отрицая по сути транснациональный характер классовых процессов?

он не отрицает, просто подменяет понятия и сам путается в этом.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
благодарю Вас за любовь к соцреализму )

можно про российские фильмы о гражданской войне поподробнее?

(Deleted comment)
да, фильм гениальный и втройне более релевантный для армян с нашим извечным лейтмотивом национально-освободительных войн и борьбы

настоящее национальное движение не может не вылиться рано или поздно в движение классовое - в этом основное открытие фильма

а если не выльется, не эволюционирует, то предаст само себя и заключит союз со вчерашними врагами

вот это я как раз и хотела уточнить. Лоуч показывает, что их борьба - прежде всего классовая (выросшая из нац.-осв.). А в случае с армянами?

о российской гражданской войне мало снято. очень мало. слишком мало. и даже то, что снято в махровом СССРе невозможно смотреть.

очень уж прошлись большевички по стране, уничтожив ее лучших людей в войнах 20 века. до сих пор расхлебываем...

закономерный коммент

в эпоху размножения телезомбей

Про ИРА всегда хорошие фильмы. Можно вспомнить Crying Game, State of Grace

Посмотрел сразу "Ветер, качающий вереск" (будем так его называть) и "Дождь из камней" и проникся Лоучем бесповоротно.

Думается, в нашем реализме такого реализма всё-таки не было. Причём он не путает реализм с натурализмом, что особенно круто.
Правда, вот подумал, может этот восторг связан с тем, что нам, в принципе, по барабану их политика? Чистота восприятия сохранена, так сказать..

Отечественные фильмы не получается так воспринимать.
Вот интересно, а в Англии, Ирландии тоже сидят люди и восхищаются советскими образцами реалистического кино?

а как фильм по английски называется?

хороший фильм

  • 1