во французскую кинокомпанию приезжает гонконгская звезда фильмов экшн Мэгги (Мэгги Чун). уже первые эпизоды настраивают на пост-годаровскую сатиру на капиталистический в данном случае кинобизнес. актрису, выписанную на главную роль и прямо с самолета, никто особо не ждет и общаются с ней без должного радушия - ни сесть не предложат, ни пепельницу не подадут. сразу видно, что работники французского кино унылые равнодушные клерки. наконец происходит встреча с режиссером Рене Видалем (Жан-Пьер Лео), который рассказывает, что снимает римейк "Вампиров" Фейада 1915 года. "Вампиры" типичный авантюрно-приключенческий сериал эпохи немого кино с невероятными злодеями, преступлениями и трюками. однако, например, Сюзанн Зонтаг отнесла его к фильмам, наиболее важным в историческом развитии кино как искусства. актриса-акробатка Мюзидора и своеобразная фотогения сериала сделали его культовым в глазах интеллектуалов тех лет и киноманов нашего времени. впрочем Видаль, некогда популярный арт-хаусный режиссер, снимает римейк по заданию кинокомпании, а не по собственной инициативе.
далее идет типичное кино о кино усложненное тем, что параллельно мы видим куски из "Вампиров". Лео играет витающего в прострации гения. Чун талантливую актрису с романтическими представлениями о творчестве. к Мэгги испытывают влечение гримерша и исполнитель главной мужской роли, но все погрязает в болтовне, пьяных откровениях, сбоящем рабочем процессе и собственной нерешительности французов.
отснятый материал никак не тянет на магию оригинала и у режиссера случается нервный срыв. Видаля отправляют в санаторий, а его место занимает его друг, потертый и утомленный интеллектуал (Кастель), увольняющий Мэгги, как не подходящую на главную роль. Мэгги улетает сниматься к Ридли Скотту, а Видалю удается выбраться из санатория и смонтировать совершенно невообразимый авангардный фильм.
"Ирма Веп" картина смотрящаяся на одном дыхании и невероятно многослойная. получился абсолютно киноманский коктейль, в котором каждая сцена и жест просто бриллиант.
"Вампиры" - это харизма невероятных героев, формалистских трюков и элегантного черно-белого изображения. "Ирма Веп" - триумф реалистичной драматургии, филигранной актерской игры и великолепно переданной ауры шумного, мультикультурного Парижа, где правит бал неприемлемый в коммерческом кино "визуальный шум" - отблески фонарей, фар и сирен, отражения в стеклах, съемка камерой с плеча, ловящая "случайные" движения и выражения лиц, хоровод второстепенных персонажей, как и у Олтмена, пляшущий слаженное сиртаки.
после просмотра фильма не столько думаешь о трудностях кинотворчества, сколько перевариваешь ценнейшие визуальные размышления Ассаяса о самой природе киноискусства. ироничное сопоставление неправдоподобного гонконгского трэша, немой классики и голливудских фильмов про супер-героев в облегающих костюмах - еще один пример совершенно годаровского сарказма в сторону коммерческого кинопроизводства.
http://www.imdb.com/title/tt0116650/
и еще три фильма Ассаяса:
"Демон-любовник" (2002) - кибер-корпорации захватывают рынок сомнительных развлечений - порнокомиксы "манга", сайты с хентаем и снаффом. французы, американцы, японцы на рынке, где конкуренты идут на промышленный шпионаж, отравления и убийства. датчанка Конни Нильсен играет беспринципную шпионку из руководящего состава, в результате оказавшуюся на сайте снаффа. или как второй вариант - ей очистили память и превратили в рядовую сотрудницу.
несмотря на привлекательный антураж и шпионскую интригу фильм скучноват. Нильсен хороша в роли смурной дылды с челкой, а Севеньи прекрасно сыграла нахальную карьеристку. но чувствуется, что весь этот набор - порносайты, манга, корпоративные войны - попытка поэксплуатировать модную к концу 90-х тематику под предлогом интеллектуального разбора сущности медиа. подметил, что суши-бары во французском кино символизируют глобализацию и внутрикоропоративный ритуал, американский фаст-фуд - место для дружеских встреч, а пиццерии для романтических свиданий.
"Очищение" (2004) Мэгги Чун (бывшая жена Ассаяса) в роли жены вышедшей в тираж рок-звезды. он умирает от передозировки. она проходит курс метадоновой терапии, перебивается заработками уровня продавщицы и официантки, терпит презрение и холод от бывших именитых друзей и ждет встречи с сыном, отданным под опеку родителей покойного мужа. Штаты, Лондон, Париж, студии звукозаписи, гостиницы, рестораны, рок-концерты, промозглая сырость неприветливых европейских улиц. если вам нравятся скучнейшие нравоучительные драмы с просветлением и слезами в самом конце - не смотрите этот фильм, он не дотягивает даже до них. Ник Нолте в роли дедушки усыпляюще благообразен.
"Выход на посадку" (2007) практически самоповтор "Демона-любовника". Азия Ардженто в традиционном амплуа немытой развратной наркоманки и драг-диллера, преданной, кинутой, предавшей, убившей. Мэдсен играет подставленного бизнесмена, жду когда он сыграет Невзорова. международный бизнес, заказные убийства, предательства - фильм близок по духу к нео-нуару, но слишком уж увлечен режиссер дотошным показом деловых переговоров, работой офисов и подпольных цехов, звонками по мобильным телефонам, дизайном очков, сумок и рубашек. в результате скучнейшая производственная драма с уголовно-сексуальным оттенком.
Community Info