Николай Римм, буйный ботаник (nektorimm) wrote in drugoe_kino,
Николай Римм, буйный ботаник
nektorimm
drugoe_kino

Categories:

"Внуки" чугунных богов

Недавно разговаривали о чудеснейшем фильме, снятом Томашем Тотом по сценарию Петра Луцика и Алексея Саморядова, называющемся «Дети чугунных богов». Ну, собственно, не исключительно о нем, - о фильмах Луцика-Саморядова вообще, просто с обсуждения этого фильма разговор начался.
И договорились до следующего (далее мысли в двух словах).
Практически все фильмы, снятые по сценариям этих гениальных людей (и даже в чем-то последний - «Дикое поле», режиссер которого Михаил Калатозишвили недавно умер…), вне всякого сомнения, имеют одну общую характерную черту – это социалистический реализм из которого аккуратно и методично выскребли всю социалистическую идеологическую подкладку. Удалили основную идею, раствор, скрепляющий кирпичи, из которых построено «здание». И это «здание» начало шататься, но пока еще не свалилось. Вот этот момент шатания «здания» из которого почему-то не выбегают люди, и зафиксирован в их фильмах. Камера направляется прямо в окна рушащегося дома, а там – о боже, никто не хватает вещи и не «рвет когти»: жители пьют чай, смотрят телевизор, любят друг друга, дерутся и ругаются. И не зовут управдома, и не звонят в ЖЭК, потому что управдом умер, а ЖЭК снесли.
Бац – убрали идеологию из фильма о крестьянах – на выходе имеем не «Председателя», а «Окраину». Хренакс – убрали идеологию из фильма о рабочих – на выходе имеем не «Высоту», а «Дети чугунных богов» (и еще раз: убрана только (!) идеология - остальные значимые элементы "стилистической мозаики" советского кино оставлены). Герои стали страшны, так как потеряли все и всяческие ориентиры. Это те же простые парни, что и в прекрасных советских фильмах, только им сказали – все, теперь живите как хотите, потому что всем на вас плевать (хотите – воруйте, хотите – убивайте, нам/миру/государству НАСРАТЬ). У них не осталось ничего, чем бы они могли руководствоваться в своей жизни, как неким правилом. И они показали свое истинное лицо (не очень красивое, мягко скажем). Герои подсознательно чувствуют, что «здание» рушится, их мир рушится, поэтому они пытаются действовать – осмысленно и жестоко, как в «Окраине», или бессмысленно и бессистемно, но менее жестоко, как в «Детях чугунных богов». Действия приносят только иллюзию результата (даже не положительного результата, а просто результата). Забавно – они мыслят еще «старыми» категориями (и выражают свои мысли соответствующими речевыми оборотами), но поступают уже совершенно по-другому.
Получается такая параллельная реальность – вольница в самом диком и примитивном понимании этого слова, но с «социалистическим лицом». Стенька Разин скрещенный с Иваном Бровкиным, хе-хе. В этом и прелесть фильмов Луцика-Саморядова. Они страшны, местами реалистичны, местами мифологичны. Они – это отрешенный взгляд на кусочки нашей жизни тех самых Чугунных Богов, которые однажды бросили всех нас и ушли. Но иногда поглядывают на нас, без особой, правда, заинтересованности. А мы разные – кто-то озверел окончательно (потому что, когда убрали все ограничители идеологического свойства, в нем остался только зверь), а кто-то остался человеком (потому что без идеологии или с ней – человек в нем всегда доминировал).
Что же, нам, внукам чугунных богов, смотреть эти фильмы очень интересно.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments