www_burroughs (www_burroughs) wrote in drugoe_kino,
www_burroughs
www_burroughs
drugoe_kino

Categories:

Сладкий фильм/Sweet Movie/1974/Канада, Франция, Германия (ФРГ)/Реж. Душан Макавеев

В главных ролях:
Кароль Лор, Пьер Клементи, Анна Пруцнал, Сами Фрей, Джейн Мэллет, Рой Коллендер, Джон Вернон, Хэнси Ролль

"Я люблю фильмы, которые ставят под вопрос мое мировоззрение"(Михаэль Ханеке о фильме Пьера Паоло Пазолини "Сало, или 120 дней Содома").

"Сладкий фильм" Душана Макавеева - одна из самых эпатажно-провокационных и радикальных лент за всю историю кинематографа. Она вызвала скандал во время просмотра на фестивалях, а актриса Кароль Лор подверглась нападкам со стороны зрителей и прессы.

"Sweet Movie" - это прежде всего мощная сатира на общество потребления и критика буржуазного образа жизни, а также столкновение различных идеологий: противопоставление буржуазной идеологии капитала - идей марксизма, противопоставление коммунизму - империализма, противопоставление революции - контрреволюции, противопоставление миру чистоплюйных буржуа - мира хиппующей "коммуны Отто Мюля", где разгрываются вызывающе непристойные и мерзопакостные действия, связанные с человеческими дефекациями и извержениями содержимого желудка на общий стол и друг на друга.
По ходу фильма мы видим документальные вставки: хроника 1944-го года, где показана эксгумация трупов польских офицеров – жертв массовых расстрелов, произведённых НКВД в Катыни(фильм Анджея Вайды "Катынь"), а также документальный фильм времён нацистской Германии, в котором немецкий военный врач демонстрирует, разработанные им, физические уражнения - зарядку для младенца. Очевидные параллели между коммунизмом и фашизмом.

Главная героиня - бывшая Мисс Канады, выходит замуж за канадского мультимиллионера, мать которого помогает богатому сыночку выбрать девственницу на публичном шоу, где девственность проверяется в рамках телевизионной программы. Попав в лапы чудовища, душегуба и параноика, который в первую брачную ночь обливает гениталии антисептиком - не только свои, но новоиспечённой супруги, главная героиня убегает в Париж с мускулистым негром, который тайком провозит её, голую, в кожаном чемодане. В Париже, она окунается, в прямом смысле этого слова, в самое дно общества, представленное "коммуной Отто Мюля", которая практикует фекальные хэппининги.

Внимание! Кадры эксгумации трупов, необходимые для понимания образной системы фильма.

"Коммуна Отто Мюля" имеет отношение к Венский акционизму.
"Венский акционизм (Wiener Aktionismus) – радикальное и провокационное движение, связанное с деятельностью группы австрийских художников, работавших вместе на протяжении 1960-х. Творчество венских акционистов развивалось одновременно, но в значительной степени независимо от других авангардных движений эпохи, отрицавших традиционные формы искусства.
Практика постановки акций в определенных энвайронментах перед аудиторией несет сходство с Флуксусом, но действия венских акционистов заметно отличались деструктивностью и насилием, часто включали использование обнаженного тела, крови, экскрементов, туш животных. Во многих перформансах венские акционисты использовали жертвенных животных, наносили себе увечья и пили мочу. Они видели эти акции как род катарсиса, избавление от агрессивных человеческих инстинктов, подавляемых обществом. Основными членами группы были: Гюнтер Брус, Отто Мюль, Герман Нитш, Рудольф Шварцкоглер.
В "Сладком фильме" Макавеева – именно комунна Отто Мюля задействована в сцене с ужином среди «умалишённых». Притом, все кадры там не были постановочными, Мюль просто делал как всегда - шокировал и провоцировал зрителя."

По городскому берегу Сены едет на велосипеде матросик с броненосца "Потёмкин". Увидев буксир, с головой Маркса на носу, весело махает женщине на палубе -  капитану судна с символичным названием "Выживший" - Анне Планете, одетой в пролетарскую робу - с виду обычная работница с фабрики, а в системе образов фильма - образ Революции. И вот, матросик весело растёгивает ширинку и мочится в Сену, в незримую воду реки Времени, оставляя свой "след" в истории; привествуя Революцию, взбирается на борт, и азартно и беззаботно совокупляется с ней.
Вот корабль Маркса причаливает ненадолго, и на борт взбираются мальчики-беспризорники лет 8-10. Перед их глазами предстаёт картина из детских мечтаний и снов: огромное корыто с сахаром и целая кладезь рассортированных леденцов, конфет и прочих сахарных лакомств. Но, Революция не только раздаёт сладости и делает жизнь сладкой, она ещё и развращает своих детей. Женщина - обнажённая, в одних чулках, обольстительно прижимает одного из мальчиков к груди, расстёгивает ему ширинку, и уединяется с ним, а потом матросика и детей вылавливают в реке, обёрнутых в полиэтилен, и утопленных: "Революция пожирает(убивает) своих детей." (кадр №2)

Ещё одна из провокационно-сканадальных сцен - акт совокупления девушки (героиня Кароль Лор)на Эйфелевой башне с красивым певцом-цыганом, в которого девушка влюбляется с первого взгляда, и, не в силах справиться с нахлынувшим чувством, отдаётся ему прямо под стальной колонной, накрывшись, от посторонних взглядов туристов, его плащом.

Главная героиня, которая так жаждала сладкой жизни и у которой получилось воплотить в жизнь американскую мечту, пройдя путь от жены владельца крупнейшей молочной компании, производителя шоколада, до морально опустившейся участницы коммуны, находит своё пристанище в рекламной индустрии, где по року судьбы, ей предстоит иметь дело всё с тем же шоколадом - продуктом, который она рекламирует. И вот, десятки литров горячего шоколада выливаются на её обнажённое тело, покрывая его с ног до головы толстым слоем, и красивая девушка превращается в чёрный обезображенный труп. И тут же показываются кадры эксгумация трупов в Катыни.

В это время на берег речки вытаскивают трупы детей и того матроса-революционера. Слышен вой сирен, и плач женщин из собравшейся толпы. Обёрнутые в полиэтиленовую плёнку - они прекрасно холодны в своих бледных безжизненных лицах, и отрешённо смотрящих глазах.(кадр №2) Когда звучит гудок поезда, идущего по мосту, они все воскресают, поднимая головы, и осматривая пустынный берег реки Времени.

Разрушение табу. В своём "Сладком фильме", Душан Макавеев разрушает три основных табу, свойственных современной западной цивилизации - это табу на смерть, табу на секс, и табу на человеческие выделения. Делает он это неразрывно, и, таким образом, что каждое из разрушаемых табу лежит в одной плоскости с другим, образуя смысловой ряд.

Пример №1: (кадр №1) матрос-потёмкинец мочится в реку Времени(выделения), потом его убивают, вместе с детьми(кадр №2), и сбрасывают в её воды(смерть), а потом воду из этой реки набирают в пакет и прикрепляют к глазу Маркса(кадр №3), что издали похоже на слезу(выделения). А на корабле, перед этим, они удовлетворяют свои потребности(секс).
Таким образом, утрируя, считывается следующее высказывание: Карл Маркс и его идеи оказались роковыми - Революция(Анна Планета) удовлетворила потребности своих детей, но развратила, и убила их.

(кадр №1) - Матрос-потёмкинец мочится в реку Времени


(кадр №2) - Трупы детей и матроса-революционера


(кадр №3) - Маркс плачет


Пример №2: матрос-потёмкинец вместе с Революцией(Анна Планета) предаётся плотским утехам, купаясь в огромной горе сахара.(секс) Матрос признаётся, что хотел бы погибнуть также как и его собрат Вакулинчук (матрос в фильме Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потёмкин"")(смерть) . Анна, не раздумывая, пронзает его ножом, и кровь(выделения) густым гейзером выходит через толщу сахара, смешиваясь с ним в однородную массу.(кадр №4) За минуту до этого Анна говорит: "Тебя не беспокоит твоё прошлое? Я привезла много сахара. Всегда остаются следы, и ещё остаются свидетели - они должны исчезнуть", и на несколько секунд появляется портрет Лаврентия Берии.
Становится ясно, что сахар - это земля, орошённая и пропитанная кровью 23 тысяч убитых польских офицеров. Аналогия образов выявляется и в кадрах, связанных с эксгумацией, и в кадрах засахаренного лица матроса.(кадр № 5-8)
Душан Макавеев, жёстко и безапеляционно, разоблачает двойное дно морали современного "цивилизованного" общества, политику умалчивания исторической правды, сокрытия важных фактов при помощи замалчивания, и, под предлогом, перенесения ответственности на фашистов, что, несомненно, проще и выгоднее, чем на НКВД. И обвиняет в этом не только советское общество, представленное странами Восточного блока, но и мировое сообщество. Неудивительно, что режиссёр, снявший фильм в 1974 году, уже объявленный «персоной нон грата» в социалистической Югославии за "В.Р. - Мистерии организма", на Западе также вызвал бурю негодования, а деньги, на следующий проект, он получил только через 7 лет. "Sweet Movie" - отважились выпустить в прокат лишь в пяти странах: в двух производящих (Франция и Канада) и еще в трех скандинавских.
Разрушая табу на смерть, Душан Макавеев докапывается, "эксгумирует" и выносит на свет его лживую человеческую природу, десакрализует и дегуманизирует его суть.
Разрушение табу на смерть - это важная составляющая любого свободного и гласного общества, в котором невозможно умолчать и сокрыть человеческие смерти!

Разрушение табу на секс. Уже в своём другом фильме "В.Р. - Мистерии организма" Душан Макавеев показал причины возникновения тоталитаризма, как следствия сексуального воздержания и сдерживания сексуальной энергии, которая превращается в агрессию, направленную на подавление личности человека, что нашло выражение в трудах австрийского психолога, ученика Фрейдa, Вильгельма Райха, соединившего учения Фрейда и Маркса.
В картине "Сладкий фильм" Макавеев противопоставляет буржуазным семейным ценностям промискуитет революционной коммуны, опираясь на учение всё того же Вильгельма Райха, осуществившего леворадикальную критику семьи и церкви, и показавшего решающее значение последних, в подавление первичных биологических потребностей человека.
В "Сладком фильме" показаны недолговременные брачные узы между канадским мультимиллионером и бывшей Мисс Канады, девственность которой он публично проверяет и покупает. Конечно, это является едкой сатирой на "браки по расчёту", свойственные, кстати, не только буржуазному обществу, когда женщина выбирает мужа в соответствии с социальным статусом и материальным достатком. Апофеозом этого свадебного приключения является эпизод, когда миллионер достаёт свой член, покрытый золотым напыление, а девушка в ужасе кричит, схватив голову руками.
Разрушая табу на секс, Макавеев показывает ханжескую, перевёрнутую вверх дном, общественную мораль, деформированность которой приводит к тому, что проституткой в обществе считается женщина, ведущая беспорядочную половую жизнь(за деньги или без), а не замужняя женщина, являющаяся ей(проституткой) по своей расчётливо-меркантильной сути.
Разрушение табу на секс - это важная составляющая любого свободного светского общества, духовное развитие которого позволяет делать свободный выбор, в соответствии со своей совестью и чувствами, а сексуальная ориентация и сексуальные предподчтения не являются предметом преследования, и находятся под защитой государства, в соответствии с законом!

Разрушение табу на выделения. Отчасти, табу на уринацию и дефекацию, связано с табу на секс. "Использование акта уринации в порнографии и порнографической индустрии основывается как на естественном интересе, связанном с системой полового поведения приматов, так и на использовании феномена «нарушения табу» для повышения уровня возбуждения и «остроты ощущений» некоторых участников."
Табу на кровь(в реальных жизненных ситуациях) можно связать с табу на смерть.
В фильме, имеет место быть нарушение табу, связанного с показом младенца, сосущего грудь, и чавкающего. Такие звуки, издаваемые младенцем, антиэстетичны, потому как связаны с поглощением женских выделений, и, обычно, приглушаются, а в реальной жизни - являются частью интимного контакта матери с ребёнком.
Табу на дефекацию, в современном обществе потребления, можно также увязать с пропагандой ресторанной культуры, с рекламой продуктов питания, с навязыванием закусочных быстрого питания, где делается акцент на потребительских качествах продукции, а также на эстетичности оформления блюд и упаковки продуктов. Это является дополнительным стимулом для покупки в условиях рыночной экономики. При этом акт культурного поглощения пищи является эстетичным процессом, а акт дефекации антиэстетичным, хотя это абсолютно равноценные естественные физиологические процессы.
В условиях "коммуны Отто Мюля", эти процессы, и результаты этих процессов - смешиваются, в прямом смысле этого слова.

Моча, кал, блевотина, кровь, сахар, шоколад, вода - таковы ингредиенты "Сладкого фильма" Душана Макавеева, в котором поглощение пищи, акты дефекации, уринации, рвоты и другие человеческие выделения показаны, как естественная часть человеческой природы, в отрыве от искусственно созданных обществом табу, являющихся инструментом подавления агрессивных человеческих инстинктов, но не избавляющих от них, а, как показывает практика, приводящим к более тяжёлым последствиям, чем Венский акционизм, который являлся защитной реакцией, формой социального протеста, а не проявлениями социопатии.

(кадр №4) - Революция убивает своего ребёнка


(кадр №5-8) - Аналогия образов




 

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments