В главных ролях:
Кароль Лор, Пьер Клементи, Анна Пруцнал, Сами Фрей, Джейн Мэллет, Рой Коллендер, Джон Вернон, Хэнси Ролль
"Я люблю фильмы, которые ставят под вопрос мое мировоззрение"(Михаэль Ханеке о фильме Пьера Паоло Пазолини "Сало, или 120 дней Содома").
"Сладкий фильм" Душана Макавеева - одна из самых эпатажно-провокационных и радикальных лент за всю историю кинематографа. Она вызвала скандал во время просмотра на фестивалях, а актриса Кароль Лор подверглась нападкам со стороны зрителей и прессы.
"Sweet Movie" - это прежде всего мощная сатира на общество потребления и критика буржуазного образа жизни, а также столкновение различных идеологий: противопоставление буржуазной идеологии капитала - идей марксизма, противопоставление коммунизму - империализма, противопоставление революции - контрреволюции, противопоставление миру чистоплюйных буржуа - мира хиппующей "коммуны Отто Мюля", где разгрываются вызывающе непристойные и мерзопакостные действия, связанные с человеческими дефекациями и извержениями содержимого желудка на общий стол и друг на друга.
По ходу фильма мы видим документальные вставки: хроника 1944-го года, где показана эксгумация трупов польских офицеров – жертв массовых расстрелов, произведённых НКВД в Катыни(фильм Анджея Вайды "Катынь"), а также документальный фильм времён нацистской Германии, в котором немецкий военный врач демонстрирует, разработанные им, физические уражнения - зарядку для младенца. Очевидные параллели между коммунизмом и фашизмом.
Главная героиня - бывшая Мисс Канады, выходит замуж за канадского мультимиллионера, мать которого помогает богатому сыночку выбрать девственницу на публичном шоу, где девственность проверяется в рамках телевизионной программы. Попав в лапы чудовища, душегуба и параноика, который в первую брачную ночь обливает гениталии антисептиком - не только свои, но новоиспечённой супруги, главная героиня убегает в Париж с мускулистым негром, который тайком провозит её, голую, в кожаном чемодане. В Париже, она окунается, в прямом смысле этого слова, в самое дно общества, представленное "коммуной Отто Мюля", которая практикует фекальные хэппининги.
Внимание! Кадры эксгумации трупов, необходимые для понимания образной системы фильма.
"Коммуна Отто Мюля" имеет отношение к Венский акционизму.
"Венский акционизм (Wiener Aktionismus) – радикальное и провокационное движение, связанное с деятельностью группы австрийских художников, работавших вместе на протяжении 1960-х. Творчество венских акционистов развивалось одновременно, но в значительной степени независимо от других авангардных движений эпохи, отрицавших традиционные формы искусства.
Практика постановки акций в определенных энвайронментах перед аудиторией несет сходство с Флуксусом, но действия венских акционистов заметно отличались деструктивностью и насилием, часто включали использование обнаженного тела, крови, экскрементов, туш животных. Во многих перформансах венские акционисты использовали жертвенных животных, наносили себе увечья и пили мочу. Они видели эти акции как род катарсиса, избавление от агрессивных человеческих инстинктов, подавляемых обществом. Основными членами группы были: Гюнтер Брус, Отто Мюль, Герман Нитш, Рудольф Шварцкоглер.
В "Сладком фильме" Макавеева – именно комунна Отто Мюля задействована в сцене с ужином среди «умалишённых». Притом, все кадры там не были постановочными, Мюль просто делал как всегда - шокировал и провоцировал зрителя."
По городскому берегу Сены едет на велосипеде матросик с броненосца "Потёмкин". Увидев буксир, с головой Маркса на носу, весело махает женщине на палубе - капитану судна с символичным названием "Выживший" - Анне Планете, одетой в пролетарскую робу - с виду обычная работница с фабрики, а в системе образов фильма - образ Революции. И вот, матросик весело растёгивает ширинку и мочится в Сену, в незримую воду реки Времени, оставляя свой "след" в истории; привествуя Революцию, взбирается на борт, и азартно и беззаботно совокупляется с ней.
Вот корабль Маркса причаливает ненадолго, и на борт взбираются мальчики-беспризорники лет 8-10. Перед их глазами предстаёт картина из детских мечтаний и снов: огромное корыто с сахаром и целая кладезь рассортированных леденцов, конфет и прочих сахарных лакомств. Но, Революция не только раздаёт сладости и делает жизнь сладкой, она ещё и развращает своих детей. Женщина - обнажённая, в одних чулках, обольстительно прижимает одного из мальчиков к груди, расстёгивает ему ширинку, и уединяется с ним, а потом матросика и детей вылавливают в реке, обёрнутых в полиэтилен, и утопленных: "Революция пожирает(убивает) своих детей." (кадр №2)
Ещё одна из провокационно-сканадальных сцен - акт совокупления девушки (героиня Кароль Лор)на Эйфелевой башне с красивым певцом-цыганом, в которого девушка влюбляется с первого взгляда, и, не в силах справиться с нахлынувшим чувством, отдаётся ему прямо под стальной колонной, накрывшись, от посторонних взглядов туристов, его плащом.
Главная героиня, которая так жаждала сладкой жизни и у которой получилось воплотить в жизнь американскую мечту, пройдя путь от жены владельца крупнейшей молочной компании, производителя шоколада, до морально опустившейся участницы коммуны, находит своё пристанище в рекламной индустрии, где по року судьбы, ей предстоит иметь дело всё с тем же шоколадом - продуктом, который она рекламирует. И вот, десятки литров горячего шоколада выливаются на её обнажённое тело, покрывая его с ног до головы толстым слоем, и красивая девушка превращается в чёрный обезображенный труп. И тут же показываются кадры эксгумация трупов в Катыни.
В это время на берег речки вытаскивают трупы детей и того матроса-революционера. Слышен вой сирен, и плач женщин из собравшейся толпы. Обёрнутые в полиэтиленовую плёнку - они прекрасно холодны в своих бледных безжизненных лицах, и отрешённо смотрящих глазах.(кадр №2) Когда звучит гудок поезда, идущего по мосту, они все воскресают, поднимая головы, и осматривая пустынный берег реки Времени.
Разрушение табу. В своём "Сладком фильме", Душан Макавеев разрушает три основных табу, свойственных современной западной цивилизации - это табу на смерть, табу на секс, и табу на человеческие выделения. Делает он это неразрывно, и, таким образом, что каждое из разрушаемых табу лежит в одной плоскости с другим, образуя смысловой ряд.
Пример №1: (кадр №1) матрос-потёмкинец мочится в реку Времени(выделения), потом его убивают, вместе с детьми(кадр №2), и сбрасывают в её воды(смерть), а потом воду из этой реки набирают в пакет и прикрепляют к глазу Маркса(кадр №3), что издали похоже на слезу(выделения). А на корабле, перед этим, они удовлетворяют свои потребности(секс).
Таким образом, утрируя, считывается следующее высказывание: Карл Маркс и его идеи оказались роковыми - Революция(Анна Планета) удовлетворила потребности своих детей, но развратила, и убила их.
(кадр №1) - Матрос-потёмкинец мочится в реку Времени
(кадр №2) - Трупы детей и матроса-революционера
(кадр №3) - Маркс плачет
Пример №2: матрос-потёмкинец вместе с Революцией(Анна Планета) предаётся плотским утехам, купаясь в огромной горе сахара.(секс) Матрос признаётся, что хотел бы погибнуть также как и его собрат Вакулинчук (матрос в фильме Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потёмкин"")(смерть) . Анна, не раздумывая, пронзает его ножом, и кровь(выделения) густым гейзером выходит через толщу сахара, смешиваясь с ним в однородную массу.(кадр №4) За минуту до этого Анна говорит: "Тебя не беспокоит твоё прошлое? Я привезла много сахара. Всегда остаются следы, и ещё остаются свидетели - они должны исчезнуть", и на несколько секунд появляется портрет Лаврентия Берии.
Становится ясно, что сахар - это земля, орошённая и пропитанная кровью 23 тысяч убитых польских офицеров. Аналогия образов выявляется и в кадрах, связанных с эксгумацией, и в кадрах засахаренного лица матроса.(кадр № 5-8)
Душан Макавеев, жёстко и безапеляционно, разоблачает двойное дно морали современного "цивилизованного" общества, политику умалчивания исторической правды, сокрытия важных фактов при помощи замалчивания, и, под предлогом, перенесения ответственности на фашистов, что, несомненно, проще и выгоднее, чем на НКВД. И обвиняет в этом не только советское общество, представленное странами Восточного блока, но и мировое сообщество. Неудивительно, что режиссёр, снявший фильм в 1974 году, уже объявленный «персоной нон грата» в социалистической Югославии за "В.Р. - Мистерии организма", на Западе также вызвал бурю негодования, а деньги, на следующий проект, он получил только через 7 лет. "Sweet Movie" - отважились выпустить в прокат лишь в пяти странах: в двух производящих (Франция и Канада) и еще в трех скандинавских.
Разрушая табу на смерть, Душан Макавеев докапывается, "эксгумирует" и выносит на свет его лживую человеческую природу, десакрализует и дегуманизирует его суть.
Разрушение табу на смерть - это важная составляющая любого свободного и гласного общества, в котором невозможно умолчать и сокрыть человеческие смерти!
Разрушение табу на секс. Уже в своём другом фильме "В.Р. - Мистерии организма" Душан Макавеев показал причины возникновения тоталитаризма, как следствия сексуального воздержания и сдерживания сексуальной энергии, которая превращается в агрессию, направленную на подавление личности человека, что нашло выражение в трудах австрийского психолога, ученика Фрейдa, Вильгельма Райха, соединившего учения Фрейда и Маркса.
В картине "Сладкий фильм" Макавеев противопоставляет буржуазным семейным ценностям промискуитет революционной коммуны, опираясь на учение всё того же Вильгельма Райха, осуществившего леворадикальную критику семьи и церкви, и показавшего решающее значение последних, в подавление первичных биологических потребностей человека.
В "Сладком фильме" показаны недолговременные брачные узы между канадским мультимиллионером и бывшей Мисс Канады, девственность которой он публично проверяет и покупает. Конечно, это является едкой сатирой на "браки по расчёту", свойственные, кстати, не только буржуазному обществу, когда женщина выбирает мужа в соответствии с социальным статусом и материальным достатком. Апофеозом этого свадебного приключения является эпизод, когда миллионер достаёт свой член, покрытый золотым напыление, а девушка в ужасе кричит, схватив голову руками.
Разрушая табу на секс, Макавеев показывает ханжескую, перевёрнутую вверх дном, общественную мораль, деформированность которой приводит к тому, что проституткой в обществе считается женщина, ведущая беспорядочную половую жизнь(за деньги или без), а не замужняя женщина, являющаяся ей(проституткой) по своей расчётливо-меркантильной сути.
Разрушение табу на секс - это важная составляющая любого свободного светского общества, духовное развитие которого позволяет делать свободный выбор, в соответствии со своей совестью и чувствами, а сексуальная ориентация и сексуальные предподчтения не являются предметом преследования, и находятся под защитой государства, в соответствии с законом!
Разрушение табу на выделения. Отчасти, табу на уринацию и дефекацию, связано с табу на секс. "Использование акта уринации в порнографии и порнографической индустрии основывается как на естественном интересе, связанном с системой полового поведения приматов, так и на использовании феномена «нарушения табу» для повышения уровня возбуждения и «остроты ощущений» некоторых участников."
Табу на кровь(в реальных жизненных ситуациях) можно связать с табу на смерть.
В фильме, имеет место быть нарушение табу, связанного с показом младенца, сосущего грудь, и чавкающего. Такие звуки, издаваемые младенцем, антиэстетичны, потому как связаны с поглощением женских выделений, и, обычно, приглушаются, а в реальной жизни - являются частью интимного контакта матери с ребёнком.
Табу на дефекацию, в современном обществе потребления, можно также увязать с пропагандой ресторанной культуры, с рекламой продуктов питания, с навязыванием закусочных быстрого питания, где делается акцент на потребительских качествах продукции, а также на эстетичности оформления блюд и упаковки продуктов. Это является дополнительным стимулом для покупки в условиях рыночной экономики. При этом акт культурного поглощения пищи является эстетичным процессом, а акт дефекации антиэстетичным, хотя это абсолютно равноценные естественные физиологические процессы.
В условиях "коммуны Отто Мюля", эти процессы, и результаты этих процессов - смешиваются, в прямом смысле этого слова.
Моча, кал, блевотина, кровь, сахар, шоколад, вода - таковы ингредиенты "Сладкого фильма" Душана Макавеева, в котором поглощение пищи, акты дефекации, уринации, рвоты и другие человеческие выделения показаны, как естественная часть человеческой природы, в отрыве от искусственно созданных обществом табу, являющихся инструментом подавления агрессивных человеческих инстинктов, но не избавляющих от них, а, как показывает практика, приводящим к более тяжёлым последствиям, чем Венский акционизм, который являлся защитной реакцией, формой социального протеста, а не проявлениями социопатии.
(кадр №4) - Революция убивает своего ребёнка
(кадр №5-8) - Аналогия образов
Community Info