le_flaneur23 (le_flaneur23) wrote in drugoe_kino,
le_flaneur23
le_flaneur23
drugoe_kino

Categories:

"Паника в Нидл парке" Джерри Шацберга




"Паника в Нидл-парке" - это первая большая и вторая вообще роль Аль Пачино и второй фильм Джерри Шацберга, который к моменту своей кинокарьеры уже был успешным фотографом (его снимки появлялись на страницах Vogue, к примеру). 
Фильм сосредоточен на обитателях социального дна, тусовщиках Шерман Сквер (или Нидл парк - то есть Шприц парк, места, где торговали наркотой в 70-е).


В центре истории отношения Бобби (Аль Пачино) и Хелен (невероятная Китти Вин). Энергичный и жовиальный Бобби, наркоман и вор (по мелочи, от случая к случаю), встречает у приятеля-художника девушку Хелен. Вскоре у них завязывается роман - Хелен переезжает к Бобби и постепенно втягивается в его непростую жизнь, в которой бесконечные поиски "хлеба" прерываются наркотическим забытьем.
Поначалу Хелен лишь наблюдает за Бобби, всюду следуя за ним, смеясь его шуткам, увлеченная его жизнерадостной кипучей натурой. А в один прекрасный день пробует героин, решаясь узнать неизвестную ей сторону Бобби. Теперь они окончательно вместе, Хелен больше не сторонний наблюдатель. 
Чтобы приблизить картину к реальности, Щацберг отказался от какой-либо музыки в фильме - саундтреком служит естественный шум нью-йоркских улиц
.Вообще "Паника в Нидл парке" яркий пример жестких "реалистских" американских картин 70-х годов. Можно вспомнить "Пугало" того же Шацберга (вышедшее двумя годами позже "Паники"), "Серпико" Люмета, "Таксиста" Скорсезе, "Разговор" Копполы, "Пальцы" Тобака. Во всех этих фильмах присутствует определенная мрачность, в атмосфере чувствуются безнадежность и тихое отчаяние. Это как будто похмельное кино после взрывных 60-х. 

В 70-х киноэкраны Америки заполонили аутсайдеры, обитатели социального дна, различные маргиналы, неудачники, одиночки-таксисты. И Шацберг был одним из первых режиссеров, которые стали рассказывать истории, где в центре внимания был маргинал (аутсайдер), истории, лишенные лоска, полные грубости, шума и ярости. 70-е были неспокойным временем: бывшие бунтари конца 60-х, разочаровавшись в собственных идеалах, погрузились в наркотические грезы - главную сцену в стране заняли героин и кокаин. 

Возможно, герой Пачино, мелкий вор и наркоман, потерявшийся романтик 60-х, который по инерции бредет дальше куда-то, по обочине жизни.
Все персонажи "Паники" это такие проигравшие войну с собой хиппи, которые спутали "настоящую" свободу с мелким недолгим удовольствием-помутнением. Повзрослевшие молодые люди, которых по воле случая (обстоятельств, времени) выбросило на обочину жизни.
У Бобби и Хелен есть зыбкая надежда на что-то большее, чем прозябание и случайная смерть на грязных неприветливых улицах Нью-Йорка. Но, в конце концов, они упускают возможность вырваться. Она лишь проскальзывает во взгляде Бобби и Хелен. Они говорят о том, чтобы уехать из Нью-Йорка, но естественно не делают этого, а продолжают делать то, что делали раньше - мечутся от дозы к дозе, ищут способы заработать денег, и думают, что живут.

"Паника в Нидл парке" один из первых мейнстрим фильмов, подробно рассказывающий о буднях наркоманов (в нем впервые на крупном плане показано собственно введение иглы в вену). Но он вовсе не об этом. В центре - отношения двух людей, любовников в этом мрачном контексте.
Мелкие детали "реальности", случайные лица, звуки улиц - все это захватывает и вовлекает в повествование, но весь смысл происходящего отражается во  взгляде Хелен. Весь фильм это ее внутренний пересказ, ее ощущения. И лицо Китти Вин, актрисы, играющей Хелен, удивительно передает эти ощущения. В ее глазах запечатлены все переживания, мимолетные смены настроения, детская радость, ужас и отчаяние. И постоянная внутренняя борьба. 

Шацберг очень уверенно ведет повествование, в фильме нет ни одного лишнего кадра (за исключением пары - излишне сентиментальных - эпизодов). А долгая и напряженная сцена с передозировкой Бобби явно повлияла на похожую сцену в "Криминальном чтиве".

В финале Бобби и Хелен дан еще один шанс - после всех перипетий и ссор они молча идут вместе подальше от ворот тюрьмы, из которой (в очередной раз) вышел Бобби после неудачного ограбления.
История о зависимости людей друг от друга, снятая в самое "странное" время в американской кино истории, когда можно было увидеть настоящее кино
.


Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments